27 декабря/ 2020
«Новозеландское благо»
Автор: Арина Данкевич
Редактор: Екатерина Дзюба
Иллюстрации: Mateusz Pałka, Catherine Pearson
«Ice Bucket Challenge» — благотворительный флешмоб, захлестнувший социальные сети несколько лет назад. Суть заключалась в том, что было необходимо вылить на себя ведро ледяной воды и, тем самым, почувствовать мышечную скованность, которую ощущают люди с боковым амиотрофическим склерозом.
Участники жертвовали десять долларов благотворительной ассоциации ALS (прим. Ред. Благотворительный фонд помощи людям с боковым амиотрофическим склерозом и другими нейромышечными заболеваниями «Живи сейчас») и называли имена трех людей, которые следующие примут вызов. В случае отказа им было необходимо пожертвовать 100 долларов. В акции приняли участие многие известные люди: один из создателей «Microsoft» Билл Гейтс, основатель «Facebook» Марк Цукерберг, певец и актер Джастин Тимберлейк, певица Леди Гага, телеведущая Опра Уинфри, певица Дженнифер Лопес и многие другие. В России, например, Владимир Жириновский опрокинул себе на голову такое ведро на зрелище своим подписчикам в «Инстаграме». Только в течение одного месяца ALS собрала более 100 миллионов долларов.

Интересно, что в новозеландской вариации такой флешмоб обрел новое значение, а именно универсальное с благотворительной точки зрения. Здесь обоим участникам такого спора, вне зависимости от его исхода, необходимо было перевести на счет любого благотворительного фонда 100 долларов. Две недели подобного пари принесли только фондам по борьбе с раком 400 тысяч новозеландских долларов.

Благотворительность очень развита в Новой Зеландии. В народе говорят, что так как эти земли заселялись позже всего остального мира (в силу отдаленного расположения), то людям была жизненно необходима взаимная поддержка. На подсознательном уровне это отложилось как трепетное отношение к благотворительности. Так, например, в стране с 2009 года проводится благотворительный пробег на скутерах. Его организовала компания ребят, у друга которых обнаружили онкологическое заболевание. С тех пор это стало ежегодной традицией в поддержку онкобольных: участники облачаются в разные костюмы для привлечения внимания и проезжают за один день около 250 км. В самом первом пробеге участвовало 16 скутеров, а в 2020 году — 225. В 2018 году в ходе акции удалось собрать 317 тыс. долларов.

Организация благотворительного траста в Новой Зеландии доступна даже для нерезидентов государства. Напомним, что траст — это договоренность, существующая обычно в письменном виде, о передаче своих активов в управление и владение одного лица другому. Эта форма юридических отношений пришла из англосаксонского права. Отдельно назначаются контроллеры и выгодоприобретатели. Такая договоренность в благотворительных целях называется благотворительным трастом. Учредителем может быть как совершеннолетнее физическое или юридическое лицо, так и группы лиц. Контроллером выступает физическое лицо, которым собственник и фактический владелец всех активов может назначить сам себя, к примеру. Выгодоприобретатели — это представители, которые получают прибыль от самого трастового соглашения. Ими могут быть физические и юридические лица, либо фонды (их назначает учредитель траста). В случае необходимости выгодоприобретатели могут привлечь еще одну сторону — попечителя. Именно он имеет права полного контроля и проверки действий доверительного собственника, и даже уволить его. Главной особенностью траста является то, что активы полностью перестают принадлежать учредителю.

В случае создания фонда эта схема выглядит так: учредитель, вносит свои активы в организацию. Далее передает права владения доверительному собственнику, который занимается координированием работы фонда (организовывает акции, привлекает спонсоров и другое). За его действиями наблюдают контроллеры, которые оценивают, насколько работа эффективна и соответствует благотворительным целям. Выгодоприобретатели — люди, получающие деньги от деятельности фонда — это те, для кого он существует.
Гражданин любого государства может учредить фонд в Новой Зеландии, если он планирует организовывать деятельность в благотворительных целях. Такая организация освобождена от налогообложения и может функционировать в течение неограниченного срока. Также такой фонд может рассчитывать на пожертвования новозеландцев, но на этапе его регистрации необходимо пройти специальную комиссию на соответствие благотворительным целям. Критерии полезных для общества целей, выдвинутые государством:

  • укрепления общественного здоровья (например, предоставление образования, консультирование и услуги по реабилитации);

  • предоставление общественных работ и услуг (такие как строительство дорог, поддержание водоснабжения и обеспечение кремации или услуги захоронения);

  • предоставление общественных благ и условия для отдыха (общественные залы, библиотеки, музеи, статуи, фонтаны, спортивные площадки, спортивные залы, бассейны, парки и ботанические сады);

  • защита окружающей среды (например, рекультивация, облесение и сохранение);

  • защита человеческой жизни ( обеспечение аварийно-спасательных служб);

  • предотвращение жестокого обращения и защита благосостояния животных (предоставление приютов для животных или заповедники);

  • содействие социальной реабилитации ( интеграция людей в общество, которые имеют инвалидность);

  • содействие эффективности вооруженных сил.

В России благотворительный фонд юридически является видом некоммерческой организации (НКО). Они обязаны ежегодно предоставлять отчет о собранных средствах в Министерство Юстиции, однако жертвователям подобную сводку предоставляют далеко не всегда. Дело в том, что только 39% российских фондов публикуют отчеты о своей работе — об этом сообщает Центр исследований гражданского общество и НКО ВШЭ.

Между тем, для физических лиц, совершивших пожертвования, российское законодательство предоставляет налоговые послабления. Так, например, можно получить вычет 13% от суммы пожертвования. Для юридических лиц, коммерческих организаций подобных бонусов нет.

Интересно то, что россияне чаще подают милостыню на улицах, чем жертвуют в фонды и общественные организации. Самыми распространенными способами благотворительности в России оказались милостыня (24%), смс или платный звонок (16%), сбор средств наличными для соседей, знакомых и погорельцев (13%), а также сбор мелочи в магазинах и торговых центрах (13%) — данные «Левада-центра» на 2016 год.
Что почитать еще?