17 апреля/ 2023
ChatGPT против преподавателей
Текст: Марианна Добровольцева
Редактор: Василиса Мирошникова
Иллюстрации: Катерина Власова
Мы решили провести эксперимент, чтобы выяснить, смогут ли преподаватели вузов отличить текст, созданный нейросетью, от текста, написанного журналистом. Для этого мы поговорили с Марией Портнягиной и Глебом Черкасовым, преподавателями РАНХиГС и ВШЭ.
В последние месяцы популярность ChatGPT растёт по всему миру. После того как студент РГГУ написал диплом с помощью нейросети, многие студенты решили повторить его опыт. Мы узнали у преподавателей московских вузов, что они думают о применении искусственного интеллекта в студенческих работах.

Мария Портнягина
Преподаватель РАНХиГС
Как вы относитесь к чату в целом?

Мария Портнягина:

Отношусь как к явлению нашей реальности. Технологии развиваются, появляются новые цифровые продукты. Эта новизна вызывает повышенный интерес, попытку разобраться, что такое ChatGPT и ему подобные, понять, какие продукты могут быть полезны в работе, жизни, учебе. Поэтому отношусь я к этому всему с любопытством, как активный наблюдатель.
Насколько вас пугает то, что студенты могут пользоваться этим чат-ботом при подготовке заданий к вашим занятиям?

М. П.:

Не пугает совсем. Ключевое — это целеполагание. Можно использовать чат-бот для автоматизации своей работы, а можно — для оптимизации. Например, если студент по какой-то причине не хочет выполнять задание, но ему нужно его сделать, и он всю эту работу передает чат-боту, то никакой пользы от выполнения задания он не получит. Но, если студент использует чат-бот для оптимизации работы — обработки большого массива данных и их структурирования, — он понимает, чем занимается и для чего пользуется новым инструментом. Такое можно только приветствовать.


Стали бы вы сами прибегать к помощи ChatGPT в своей профессиональной деятельности?

М. П.:

Да, я это не исключаю, но на текущий момент не вижу в этом острой необходимости. Я уже частично пользуюсь им в своей работе. Мы со студентами не использовали ChatGPT непосредственно на занятиях, но читали разные публикации о том, на что этот чат-бот способен и как он может в перспективе изменить разные отрасли. В том числе сферу медиа.


Мы показали Марии два текста (орфография и пунктуация сохранены) и предложили ей отличить сгенерированный текст от написанного человеком.
Что вы можете сказать об этих текстах? Какой из них написан человеком?

М. П.:

Я предположу, что первый текст написан человеком, который обладает некоторой экспертизой по вопросу феминитивов. Текст логически связанный, в нем есть идея, и стилистически он кажется безупречно сформулированным.

Второй текст обладает своей логикой размышлений, но содержательно и стилистически он напоминает процесс нанизывания бусин на нитку — все слова в нем подобраны будто бы идеально и четко. Поэтому я допущу, что второй текст был сгенерирован.

Глеб Черкасов
Преподаватель РАНХиГС и ВШЭ
Что вы думаете о ChatGPT?

Глеб Черкасов:

Это новая, технологичная, очень интересная история, связанная с развитием генеративных алгоритмов. Еще два месяца назад все гадали, что это будет: аналог «Гугла», которым с 98-го года пользуются все, или «Клабхауса», от которого почти все сегодня отказались. ChatGPT — это пока что-то среднее. Сейчас непонятно, к какому он приведет влиянию на людей.
Не боитесь ли вы того, что ваши студенты могут пользоваться чат-ботом при подготовке заданий?

Г. Ч.:

Меня это совершенно не беспокоит, потому что ChatGPT еще не очень умный. По сути, задавать вопросы чат-боту — это то же самое, что пользоваться поисковиком. ChatGPT еще не способен написать курсовую или выпускную работы — в нем слишком мало информации.

Я привык исходить из того, что люди заинтересованы в знаниях. Те, для кого важно откуда-то списать, сделают это и другими способами, необязательно с помощью чата.


Глебу мы также предложили два текста (орфография и пунктуация сохранены):
Как вы думаете, какой из них написан человеком, а какой — чатом?

Г. Ч.:

Первый написан чатом, а второй — человеком. Павловский был неординарной личностью, но я не знаю, кто бы стал его называть защитником прав и социальной справедливости.

Текст, сгенерированный чат-ботом, так же легко распознать, как бездумный копипаст.

Знаете, когда я учился в МГУ, преподаватели, которые принимали у нас экзамен, разрешали пользоваться библиотекой, чтобы подготовить ответ по билету. Если ты берешь книжку, чтобы найти определенную цитату или освежить в памяти какой-то факт, то значит, что ты к экзамену изначально готовился. В конце концов, не могут быть люди с абсолютной памятью. А если ты материал не знаешь, то тебе никакая библиотека на экзамене не поможет. Та же история и с нейросетью.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?