25 апреля/ 2022
Город как полотно художника
Авторы: Юлия Зуева, Виктория Старостенкова
Редактор: Екатерина Грачева
Иллюстрации: Brianna Miller
– Ну и что это такое?
– Говорят, называется «Глина»
– Придумали они, конечно…
Новая скульптура «Большая глина №4» около здания музея ГЭС-2 взбудоражила всю Москву. Кого-то она озадачила, кого-то вдохновила, а кто-то просто прошел мимо и не заметил. Такое тоже возможно. Но то, какой резонанс эта скульптура получила в «сети», отметили все. Современное искусство в городе – реальность, в которой живут люди. И как же относиться к этой реальности? Как сосуществовать в привычном месте со всяческими нововведениями типа «Глины»?
Cкульптура «Большая глина №4», Москва
Современное искусство в городе
Современное искусство в нынешнем понимании сформировалось в 60 – 70-х годах прошлого века, придя вслед за модернизмом. Художники, скульпторы и другие деятели искусств находились в поиске новых способов реализации творческих задумок, подбирали необычные материалы, старались охватывать большее пространство. Одной студии или выставки стало мало. Художественные искания вывели авторов на улицы. Пространство города теперь используется как полотно, а его элементы и жители – главные участники дискурса «Что есть искусство теперь?».
«Больше не нужно тратить время и деньги для «встречи с прекрасным» – вот оно, за углом: шутит, удивляет, будит фантазию, вступает в диалог», – Юлия Шишалова, главный редактор журнала «Проект Россия»
Мир художника при таких условиях теперь абсолютно точно сталкивается с миром жителей города, публики. Рождается «паблик-арт». Он появился на улицах Нью-Йорка, Лондона, Вены и Берлина в те же 60-е годы. Там уличное искусство – распространенная практика в урбанистике. Причем не только в среде крупных городов, но и в небольших комьюнити. Еще на этапе разработки проекта девелопер закладывает в бюджет средства на реализацию искусства в городе. Такая модель помогает всем: город получает интересные арт-объекты, которые могут превратиться в визитные карточки, завлекающие местных жителей и туристов, а застройщик повышает стоимость своей работы.

В Россию «паблик-арт» тоже проник, но приобрел другие формы и содержание. В городских пространствах он приживается с трудом, среди людей вызывает больше непонимания, чем заинтересованности. Современное искусство для российских граждан – все еще диковинное явление. Внимание публики к искусству приходится постоянно стимулировать, поэтому паблик-арт чаще всего реализуется только в коммерческих проектах или за счет дополнительного финансирования властей города. В каком-то смысле художники «покупают» внимание аудитории.
«В России самый яркий пример места, построившего экономику на паблик-арте (а точнее, на его ответвлении лэнд-арте), – это всем известная деревня Никола-Ленивец в Калужской области, где каждый год в рамках целой серии фестивалей производится новый «арт-контент», увидеть который приезжают тысячи», – Марина Юшкевич, журналист
Паблик-арт в России
В сравнение с западными странами, уличное искусство в России – это тенденция исключительно крупных городов.

Нижний Новгород – яркий пример города, где органично переплелись русская древность, советское наследие и современное искусство. Коллекция нижегородских арт-объектов пополняется регулярно, некоторые из них известны за пределами России. Ежегодный фестиваль «Место», а также премия «Инновации» вовлекают местное население в дискуссии на тему современного искусства. Так у самих горожан появляется искренний интерес к новому в их городском пространстве.
«Когда мы с командой начинали работать, то пытались понять, в чем проблемы региона. Слова нижегородцев были: "хотелось бы, чтобы город проснулся, стал местом "движухи", стал трендовым, чтобы было интересно жить – хотелось здесь жить и не хотелось уезжать"», – Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области
Пермское «Счастье не за горами», граффити Бориса Матросова, уже 11 лет как главный символ города. «Гордый фонарь» в Екатеринбурге синоним тех, «кто бросает вызов своему времени и говорит свое "Да" против миллионов "Нет"». 6-метровый баннер «Разложение» в Казани посвящен размышлениям на тему экологии и переработки мусора.
Рамиль, житель Казани

Мне, в принципе, нравится какое-то новое искусство в среде города, но конкретно этот арт-объект здесь выглядит не очень привлекательно, дешево. Я бы представил в каком-то другом прочтении. Вот если бы то же самое выполнить из камня, будет круто. Современное искусство должно быть на улицах российских городов. Это же развитие общества. Я поэтому люблю бывать в Европе, там арт-объекты чаще вижу на улицах. Есть сочетание старого города с какими-то современными арт-объектами.
«Разложение», Казань / Фото: https://e-kazan.ru/news/show/47446
А в Краснодаре самый настоящий рай для всех, кто неравнодушен к современному искусству. Парк «Краснодар», или как его называют в народе «парк Галицкого», – это большое пространство, которое совмещает в себе арт-объекты разных стилей и тематик.
Самира, житель Краснодара

– Современное искусство – это про масштаб и актуальность. В нем отражается все наше общество. Мне самой очень нравятся арт-объекты. Люблю иногда остановиться около них, постоять, посмотреть, подумать. «Парк Галицкого» в этом плане – просто невероятное место: в нем столько всего интересного и необычного, одно сплошное арт-пространство. Там есть спортивные площадки, лаунж-зоны и деревья, привезенные из разных стран. Каждый найдет что-то свое и взрослый, и ребенок. Я бы сказала, что «Парк Галицкого» – это главная достопримечательность Краснодара сегодня. Все его очень любят.
Столичное искусство
Москва на правах столицы лидирует в количестве размещаемых объектов современного искусства. Так, например, в 2013 году на Берсеневской набережной появилась световая инсталляция с фразой Юрия Гагарина «Из ресторанов в космос не летают», что вызвало бурную реакцию в соцсетях. В 2018 году Москва собрала лучших уличных художников в рамках мультикультурного арт-проекта ARTRIUM. Фасад ТЦ «Атриум» стал полотном для всемирно известных звёзд монументальной живописи. 11 уличных художников с мировым именем расписали здание, превратив его в самый яркий стрит-арт Москвы.
«Искусство может быть очень тихим, скромным и хорошим. И искусство может быть ярким, агрессивным. Люди постепенно привыкают к разному уличному искусству», – Игорь Шелковский, художник и скульптор
Кроме этого, в столице ежегодно проходит смотр современного искусства «Здесь и сейчас: Современное искусство на улицах города». Этот проект не просто показывает готовые произведения, а формирует новый визуальный облик Москвы. В 2021 году работы художников впервые перемещаются из выставочного пространства на улицы и в парки. Один из таких арт-объектов, «Ваза с цветами» Игоря Шелковского, установлен в парке «Зарядье».
Елизавета, житель Москвы

– Я не имею ничего против арт-объектов, расположенных в Москве. В некоторых из них действительно можно найти какой-то смысл. Если говорить именно об этой инсталляции, для меня она имела бы смысл, если стояла рядом с каким-нибудь музеем писателя. Единственное, что я здесь вижу, чернильницу с перьями и все. Другого смысла я не могу увидеть в этой вещи. Учитывая обстановку вокруг этого объекта, выглядит несуразно и странно, такого яркого цвета, кричащего. Как по мне, вообще не вписывается в место, где стоит. Здесь именно этот арт-объект кажется не к месту.
«Ваза с цветами», Москва / Фото: «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города»
Не понимать, а думать
Все эти арт-объекты существуют не только как элементы декора. Современное искусство использует больше, чем просто краску, металл или камень. Оно взаимодействует с воздухом, светом, звуком, словами, людьми, продуктами питания и многим другим; проникает в нашу жизнь очень стремительно, вовлекая не только заинтересованную в искусстве публику, но и всех находящихся рядом. Это творчество проходит путь человеческой мысли с его истинной функцией, которая заставляет людей думать.

Погружение в искусство – длительный и порой энергозатратный процесс. Проблема заключается в том, что человек использует один глагол: понимать. Понимание означает сокращение работы. Современное искусство призывает думать, в то время как люди пытаются понимать. Отсюда возникают конфликты и отрицательная реакция на современные арт-объекты.

Прежде всего, видя предметы искусства, человек должен ставить перед собой вопрос не «что это такое?», а «зачем?», «какая цель у этого объекта?». И, пожалуй, прежде чем критиковать «бесформенный комок земли» в самом центре города, стоит немного изменить угол зрения и спросить себя: «какая проблема стоит за этим куском глины?»
Что почитать еще?