Возможно ли следить за деятельностью психологов, за тем, как именно они общаются с клиентами, какие используют методики? Юлия Богодарова: «В каждом подходе существует этический комитет (в гештальт-подходе — Совет по этике и Общество практикующих психологов «Гештальт-подход»), который контролирует работу психологов. Когда вы выбираете специалиста, важно знать, какой подход он предпочитает. Если вы нашли специалиста через онлайн-сервис (например «
Ясно», «
Мета»,
Zigmund и т. д.) и оказались не удовлетворены его работой, то можно обратиться к этическому комитету, который существует при этом сервисе, и подключить к разбирательству администрацию. Если же психолога вам предоставили в организации — к примеру, в учебном заведении, — то обращаться нужно к руководителю психологической службы. Этические вопросы можно попытаться решить между клиентом и терапевтом, но также считается нормальным привлечь третью сторону для урегулирования конфликта. Если возникла конфликтная ситуация, которую клиент и психолог не смогли разрешить самостоятельно, то клиент может направить свою жалобу в комитет».
Как понять, что специалист ведет себя неэтично? Стоит ли менять такого специалиста? Рина Фарафонова: «В первую очередь определить этичность действий психолога помогут ощущения клиента. Если вы чувствуете давление на себя со стороны специалиста, субъективность его отношения к вам или дискомфорт, можно обратиться к кодексу и уточнить, есть ли нарушение. Если вы обнаружили, что, согласно этике, нарушений нет, но вам все равно некомфортно — это повод сменить терапевта и, возможно, выбрать другой подход.
Также стоит обязательно говорить специалисту о своих переживаниях, связанных с его поведением по отношению к вам, так как работа с психологом должна строиться на доверии. Возможно, терапевт действует неосознанно или не видит по вашим внешним реакциям, что что-то идет не так. Однако если разговор не помог, безусловно, от работы с ним лучше отказаться».
Как клиенту отличить дискомфорт, связанный с динамикой его психологического состояния, от дискомфорта, вызванного грубостью специалиста? Рина Фарафонова: «Такая ситуация может быть, так как люди в любом состоянии не защищены от ошибок восприятия. Например, вам может показаться, что психолог смеется над вами, хотя его улыбка имела поддерживающий посыл. Поэтому так важно обсуждать ваши отношения».
Как психологу понять, где не стоит пересекать черту, чтобы не задеть клиента и не усугубить его психологическое состояние? Юлия Богодарова: «Терапевты этому долго учатся, и это остается в фокусе их внимания все время. В некоторых случаях специалист берет супервизии (супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором) — Прим. ред.) или обсуждает что-то с коллегами в рамках интервизорской группы (интервизия — это форма развития и повышения компетентности в группе психологов и психотерапевтов, которые разделяют общую задачу или проблему — Прим. ред.) Поэтому клиент должен быть максимально открыт и говорить о своих переживаниях, о том, что с ним происходит».
Какими качествами должен обладать профессиональный психолог? Юлия Богодарова: «Умением слушать и понятно доносить свои мысли, профессионализмом, пониманием последствий своего влияния, здравым смыслом. Психолог должен тянуться к самообразованию, уметь понимать себя, быть тактичным, эмоционально устойчивым и внимательным. Специалисту важно сохранять безоценочность в собственных комментариях, обладать стрессоустойчивостью, вниманием к деталям, позитивным настроем. Необходимо, чтобы у психолога-консультанта не было острых, неразрешимых проблем в обсуждаемой с клиентом области. Наконец, специалист должен уметь хранить тайны».
Рина Фарафонова: «Самое главное в специалисте — это эмпатичность, внимательность, психологическая скомпенсированность и компетентность».