30 мая/ 2023
Темные стороны психологии
Текст: Марианна Добровольцева, Валерия Жогалева
Редактор: Дарья Матвеева
Иллюстрации: Катерина Власова
«Психолог сказал, что мои бывшие партнеры — гомосексуалы, а я не смогу реализовать свои планы на будущее»: разбираемся, существует ли психологическая этика, в чем она заключается, и как понять, что специалист ведет себя непрофессионально.
До Жени Н. (имя изменено) наконец дошла очередь к университетскому экзистенциальному психологу. Почему ее направили именно к специалисту этого профиля не совсем понятно: девушка жаловалась на неуверенность в себе и неспособность самостоятельно принимать важные жизненные решения. Однако мужчина, представившийся сотрудником психологической службы, будто бы решил подлить масла в огонь: он намекнул Жене, что ее бывшие партнеры поголовно были представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, и сделал вывод, что клиентке никогда не удастся найти любовь. Специалист также отметил: девушка не сможет реализовать планы, поступить на магистратуру в заграничный вуз и стать известной уважаемой журналисткой.
Мы поговорили с гештальт-психологом Юлией Богодаровой и преподавателем майнора «Конфликтология» РАНХиГС Риной Фарафоновой, чтобы узнать, в чем заключается профессиональная этика психологов и от работы с какими специалистами стоит отказаться.
Рина Фарафонова
Преподаватель майнора «Конфликтология» РАНХиГС
Существует ли психологическая этика и в чем она заключается?

Рина Фарафонова:

«Существует этический кодекс психолога, который должен соблюдать каждый специалист. Суть кодекса заключается в одном правиле — не навредить клиенту. Уже из этого правила исходит все остальное: соблюдение конфиденциальности, границ, принцип ненасильственности и другое».

Справка:

Что такое «этика психологов»?

Этика психологов — это система норм и правил, регулирующих поведение и деятельность психологов в их профессиональной области. Этика предписывает соблюдать конфиденциальность и защищать права и интересы клиентов, не нарушая при этом личную неприкосновенность. Важными аспектами считаются честность и объективность.

В этическом кодексе существует 6 принципов:

  1. Компетентность;
  2. Профессиональный характер отношений;
Отношения терапевта с клиентом представляют собой профессиональные отношения, которые регулируются устным или письменным договором, цель этих отношений — поддержка процесса развития клиента.

3. Конфиденциальность;
4. Информированное согласие;

Контракт терапевта с клиентом — продукт информированного согласия между ними, заключается устно или письменно.

5.Безопасность;
6.Завершение отношений.

Процедура завершения отношений между терапевтом и клиентом оговаривается в контракте. Отношения завершаются по обоюдному согласию между терапевтом и клиентом.

Таким образом, можно сделать вывод, что психолог обязан: соблюдать конфиденциальность и субординацию, помогать своему клиенту в преодолении жизненных трудностей, а также не выходить за рамки своей компетенции и при необходимости обращаться за помощью к коллегам.
Юлия Богодарова
Гешальт-терапевт
Возможно ли следить за деятельностью психологов, за тем, как именно они общаются с клиентами, какие используют методики?

Юлия Богодарова:

«В каждом подходе существует этический комитет (в гештальт-подходе — Совет по этике и Общество практикующих психологов «Гештальт-подход»), который контролирует работу психологов. Когда вы выбираете специалиста, важно знать, какой подход он предпочитает. Если вы нашли специалиста через онлайн-сервис (например «Ясно», «Мета», Zigmund и т. д.) и оказались не удовлетворены его работой, то можно обратиться к этическому комитету, который существует при этом сервисе, и подключить к разбирательству администрацию. Если же психолога вам предоставили в организации — к примеру, в учебном заведении, — то обращаться нужно к руководителю психологической службы. Этические вопросы можно попытаться решить между клиентом и терапевтом, но также считается нормальным привлечь третью сторону для урегулирования конфликта. Если возникла конфликтная ситуация, которую клиент и психолог не смогли разрешить самостоятельно, то клиент может направить свою жалобу в комитет».

Как понять, что специалист ведет себя неэтично? Стоит ли менять такого специалиста?

Рина Фарафонова:

«В первую очередь определить этичность действий психолога помогут ощущения клиента. Если вы чувствуете давление на себя со стороны специалиста, субъективность его отношения к вам или дискомфорт, можно обратиться к кодексу и уточнить, есть ли нарушение. Если вы обнаружили, что, согласно этике, нарушений нет, но вам все равно некомфортно — это повод сменить терапевта и, возможно, выбрать другой подход.

Также стоит обязательно говорить специалисту о своих переживаниях, связанных с его поведением по отношению к вам, так как работа с психологом должна строиться на доверии. Возможно, терапевт действует неосознанно или не видит по вашим внешним реакциям, что что-то идет не так. Однако если разговор не помог, безусловно, от работы с ним лучше отказаться».

Как клиенту отличить дискомфорт, связанный с динамикой его психологического состояния, от дискомфорта, вызванного грубостью специалиста?

Рина Фарафонова:

«Такая ситуация может быть, так как люди в любом состоянии не защищены от ошибок восприятия. Например, вам может показаться, что психолог смеется над вами, хотя его улыбка имела поддерживающий посыл. Поэтому так важно обсуждать ваши отношения».

Как психологу понять, где не стоит пересекать черту, чтобы не задеть клиента и не усугубить его психологическое состояние?


Юлия Богодарова:

«Терапевты этому долго учатся, и это остается в фокусе их внимания все время. В некоторых случаях специалист берет супервизии (супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором) — Прим. ред.) или обсуждает что-то с коллегами в рамках интервизорской группы (интервизия — это форма развития и повышения компетентности в группе психологов и психотерапевтов, которые разделяют общую задачу или проблему — Прим. ред.) Поэтому клиент должен быть максимально открыт и говорить о своих переживаниях, о том, что с ним происходит».

Какими качествами должен обладать профессиональный психолог?

Юлия Богодарова:

«Умением слушать и понятно доносить свои мысли, профессионализмом, пониманием последствий своего влияния, здравым смыслом. Психолог должен тянуться к самообразованию, уметь понимать себя, быть тактичным, эмоционально устойчивым и внимательным. Специалисту важно сохранять безоценочность в собственных комментариях, обладать стрессоустойчивостью, вниманием к деталям, позитивным настроем. Необходимо, чтобы у психолога-консультанта не было острых, неразрешимых проблем в обсуждаемой с клиентом области. Наконец, специалист должен уметь хранить тайны».

Рина Фарафонова:

«Самое главное в специалисте — это эмпатичность, внимательность, психологическая скомпенсированность и компетентность».
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?