02 февраля/ 2021
«Моя оперная карьера обернулась опереточной», – актриса Екатерина Чудотворова о том, как начала работать в театре оперетты и играть в мюзикле «Анна Каренина»
Автор: Юлиана Максимова
Редактор: Наталья Якобашвили
Иллюстрации: Zara Picken
Екатерина Чудотворова попала в Московский театр оперетты случайно – изначально она хотела построить оперную, а не опереточную карьеру, но судьба сложилась по-другому. Героиня прошла пробы на роль цыганки Азы в оперетте «Графиня Марица» и с тех пор работает в театре уже 13 лет.

Сейчас за ее плечами работа в таких спектаклях, как «Парижская жизнь», «Джейн Эйр», «Летучая мышь», но самая известная роль, которая ей досталась, – роль Патти в мюзикле «Анна Каренина». Мы поговорили с Екатериной о ее дебюте, работе в театре, волнении перед выступлениями и любимых постановках.
— Как вы пришли работать в театр оперетты?

— В театре оперетты я уже 13 сезон. Для меня то, что я стала работать в этом театре, наверное, судьба. Я училась в музыкально-педагогическом институте имени Ипполитова-Иванова на вокальном отделении, а на последнем курсе мой педагог, которая была вокальным консультантом в Московском театре оперетты, предложила мне пойти туда.

Я никогда не думала о том, что буду работать в этом театре, потому что у меня оперное образование и я мечтала о большой оперной карьере. Но я человек, который не боится ничего нового, поэтому решила пойти на пробы цыганки Азы из оперетты венгерского композитора Кальмана «Графиня Марица» и мой голос заметили. Получается, что моя оперная карьера обернулась опереточной карьерой.


— Не жалеете, что так произошло?

— Я не то, что не жалею, я безумно счастлива. В моей жизни были оперные проекты и если человек владеет оперным голосом, то может сочетать и оперную, и опереточную карьеру. Московский театр оперетты уникальный: я люблю свою труппу и наших замечательных актеров.
Фото: Екатерина Чудотворова в оперетте «Летучая мышь»
— Вы сказали, что пробовались на роль цыганки Азы в оперетте «Графиня Марица». Как прошел ваш дебют?

— Конечно, волновалась, я же пришла совсем молодой. Партия цыганки Азы небольшая относительно, но непростая, потому что требовались высокие вокальные данные и хорошая актерская игра.

Кроме того, мне посчастливилось дебютировать на сцене с народной артисткой России Лилией Амарфий. Это одно из самых ярких событий в моей жизни. Премьера случилась в 2007 году, дальше пошли другие роли и спектакли: «Золушка», «Маугли», «Цезарь и Клеопатра», «Хелло Долли», «Джейн Эйр», «Цыганский барон».
Фото: SE. Екатерина Чудотворова в спектакле «Цыганский барон».
— Вы упомянули оперные проекты. В каких проектах вы участвовали?

— Их было не так много. Это несколько опер В. А. Моцарта («Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон Жуан»), опера Г. Доницетти «Любовный напиток» и опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин», в которой я недавно приняла участие в роли Татьяны.


— Как обычно у вас проходит подготовка к выступлению?

— Репетиционный процесс проходит всегда прекрасно. Немного напряженно, потому что репетиции ежедневно, но это каждый раз весело. Партнеры друг друга уже знают, все привыкли, поэтому получаем от работы огромное удовольствие.


— Не волнуетесь перед выступлением?

— Это психологический аспект, в любой подобной профессии волнение присутствует. Что касается себя, то я никогда не пью успокоительные, для меня работа с волнением – это работа с самим собой. Чем больше актер выходит на сцену, тем больше растет его профессионализм. Конечно, волнение присутствует, но это правильное волнение. Даже народные артисты за сценой волнуются, хотя выходят в сотый раз на сцену.


— Правильное волнение – это какое?

— Это не такое волнение, когда ты не понимаешь, что делаешь, забываешь слова и теряешь голову. Это трепет перед выходом к зрителю на сцену, когда ты хочешь быть ближе к искусству.


— Бывали ли забавные случаи на репетициях?

— Всегда, они и на сцене бывают. Например, белый лист у партнера, когда «вылетает» текст. Просто стоишь и хлопаешь глазами, но партнеры всегда помогают.

Был один неприятный момент. В спектакле «Золушка» я играю фею и мой костюм предполагает огромные каблуки 20 см. Я спела номер, начала спускаться с высокой лестницы и у меня отстегнулась пряжка. Повезло, что внизу стояли два актера, которые меня поймали, и моя нога осталась цела.


— Какая ваша любимая постановка, в которой вы принимали участие в театре оперетты?


— Повторюсь, что театр уникален. Каждый проект, каждая постановка – это яркое событие в жизни актера. Четыре года назад я начала играть Розалинду в оперетте Штраусе «Летучая мышь». На опереточном поприще одна из самых непростых партий для сопрано: она вокально и драматургически сложная, потому что героиня все время на сцене. В первом акте она – спокойная и любящая жена, во втором – летучая мышь, в третьем – узнает, что ее муж ловелас, но в то же время его любит. Наверное, эту оперетту могу назвать любимой и мюзикл «Анна Каренина».
Фото: karenina-musical.ru. Екатерина Чудотворова в роли Патти в мюзикле «Анна Каренина».
— Почему «Анна Каренина»?

— Мюзикл идет уже пять лет, я в этом проекте третий год. Я играю Аделину Патти, это единственный невымышленный персонаж: итальянская певица, которая обладала уникальным голосом.

Для моей роли Патти написана великолепная ария, требующая мастерства. Любовь как смерть сильна – лейтмотив. После того, как от Анны все отвернулись, она услышала арию и поняла, что не может справиться с любовью и поэтому заканчивает жизнь самоубийством. Я люблю роль Патти, потому что уже все продумано до мелочей. А еще в нашем мюзикле великолепные костюмы.


— Хотели бы вы получить роль Анны Карениной?

— Недавно я работала в одноименной опере композитора Александра Журбина. Актриса, которая играла Аннушку – дочь Карениной и Вронского – не смогла присутствовать на выступлении, и мне экстренно пришлось выучить эту партию. По сути, моя героиня была тоже Анна Каренина, потому что ее воспитывал Каренин. Так что можно сказать, что я ее спела (смеется).
Фото: Екатерина Чудотворова в роли Аннушки, дочери Анны Карениной.
Фото: Екатерина Чудотворова (Патти) с Валерией Ланской (Анна Каренина)
— Можете ли вы назвать «Анну Каренину» своей любимой книгой?

— К сожалению, не могу. Толстой гениальный, но Каренина по Толстому мне не импонирует, я не поняла, наверное, ее лично. Но в нашей постановке она мне очень нравится, ее роль написана по мотивам произведения. Здесь Анна Каренина другая, поэтому мюзикл точно должен увидеть каждый.
Что почитать еще?