17 февраля/ 2021
«Издания гонятся не за крутыми идеями и классными авторами, а за просмотрами, которые позже, благодаря рекламе, конвертируются в заработок компании»
Автор: Фарангиз Хаджибоева
Редактор: Полина Панова
Иллюстрации: Esther Schaarhüls
Редактор раздела «Звезды» сайта Cosmo.ru Юлия Серикова рассказала с какими проблемами сталкиваются российские медиа в эпоху пандемии коронавируса, как проявляется чувство ответственности у журналиста и какую роль сегодня выполняет аудитория в формировании медиаповестки.
Фото: инстаграм Юлии @serikova_j
— Размышляя над современным состоянием российских медиа, можете ли вы описать те тенденции, развитие которых мы наблюдали в последние десять лет? Какой российская журналистика вступает в двадцатые годы?

— Что касается глянцевых онлайн-СМИ, во главе угла оказался трафик. Издания гонятся не за крутыми идеями и классными авторами, а за просмотрами, которые позже, благодаря рекламе, конвертируются в заработок компании. Иногда в погоне за цифрами пресса тиражирует фейки или опускается до откровенной клеветы. Наглядный пример – недавний скандал между сайтом StarHit, который напечатал недостоверные сведения о якобы серьезном диагнозе Саши Плющенко, и родителями мальчика.

Вторая тенденция – рост цензуры и самоцензуры. В последние годы это стало особенно заметно. Издания боятся публиковать нелицеприятную правду о «дружественных» им персонах. Во многих газетах и журналах есть списки личностей, которых в публикациях обижать не стоит. Это процветает не только в проправительственных СМИ, но даже в изданиях, позиционирующих себя независимыми источниками информации вроде Forbes.

Реальность такова, что влиятельный герой материала может запросто позвонить главному редактору и попросить снять текст с публикации, и по первому такому звонку просьба будет исполнена.


— Какую роль играют современные СМИ в общественной жизни России? Менялись ли эти задачи в последнее десятилетие?

— Думаю, основные функции СМИ не изменилась. Пресса по-прежнему информирует, развлекает, в определенной степени формирует общественное мнение и в некоторых случаях является инструментом пропаганды.

Глянцевые СМИ все так же учат женщин быть красивыми, модными, просвещают в вопросах психологии, образования и.т.д.

Единственный момент, который изменился с появлением интернета – многие издания стали больше ориентироваться на интересы читателя. Сейчас технологии позволяют узнать о своей аудитории очень много. Например, работая в диджитал-СМИ, мы способны проследить, какие запросы есть у посетителей нашего сайта, сколько времени они проводят на странице, по каким ссылкам переходят, какие темы их волнуют и.т.д. Это упрощает работу.


— На какие последствия сегодня вы рассчитываете, обнародуя свой материал?

— Так как я работаю звездным редактором, то рассчитываю, что благодаря моим текстам читатели больше узнают о своих кумирах, поймут, что те не недосягаемые небожители, а такие же люди со своими слабостями и переживаниями, своим взглядом на мир. По возможности стараюсь добавлять в тексты шутки, чтобы развлечь аудиторию, поднять ей настроение и заставить возвращаться за этими эмоциями в мой раздел регулярно.


— В чем и как проявляется ответственность журналиста сегодня? Что сегодня означает для журналиста его репутация?

— При публикации материала журналист несет тройную ответственность: перед героями своих публикаций, своей аудиторией и руководством своего издания. Поэтому очень важно проверять факты, приводить неопровержимые доказательства в материалах, знать основы журналистской этики и закон о СМИ. Все это поможет избежать неприятных последствий, которые могут негативно сказаться на репутации.

Институт репутации по-прежнему остается важным для любого журналиста, потому что медиасреда в России – это не такое большое профессиональное сообщество. Все друг друга знают или знакомы через одно рукопожатие, поэтому цена ошибки очень велика.


— Какая подготовка журналиста обеспечивает ему качественное выполнение профессиональных обязанностей сегодня?


— Думаю, у журналиста должно быть высшее образование (причем не обязательно профильное). Обучение в вузе не только способствует получению новых знаний, но и дисциплинирует, учит брать на себя ответственность за свои действия, справляться со стрессовыми ситуациями и быстро искать и усваивать информацию. Все это важно для работы в СМИ.

Помимо прочего, хороший журналист должен обладать безупречной грамотностью, широким кругозором, быть любопытным, ответственным и стремиться докопаться до сути. Важно также, чтобы он ориентировался в повестке.


— Какие темы сегодня, на ваш взгляд, требуют более широкого обсуждения в российских медиа? Почему?

— Одна из тем, которая, на мой взгляд, недостаточно освещается в российских медиа – сексуальное образование подростков. Не зря фильм Дудя о ВИЧ и сериал Netflix «Половое воспитание» пользуются огромной популярностью у аудитории. У нас не принято разговаривать с детьми о сексе, и от недостатка информации по теме многие становятся жертвами стереотипов, мифов или вообще сталкиваются с серьезными трудностями в интимной жизни.

Вторая проблема, которую стали активно обсуждать лишь совсем недавно – насилие в семье. Это то, с чем сталкиваются многие женщины в нашей стране. Об этом не так много говорят, поскольку тема весьма деликатная и не слишком «трафиконосная». Хочется верить, что после недавнего скандала с Региной Тодоренко в нашей стране начнется что-то вроде движения MeToo, результатом которого станет принятие закона о домашнем насилии.


— Какую роль сегодня выполняет аудитория в формировании медиаповестки? Что должны учитывать медиа сегодня, устанавливая контакт с аудиторией?

— Могу сказать, что в глянце интересы аудитории стоят на первом месте. Я уже упоминала о том, что мы активно изучаем поисковые запросы наших пользователей и их интересы, создаем фокус-группы и напрямую спрашиваем, что их привлекает, а что нет. После этого составляем портрет читателя и работаем для него.

Устанавливая контакт с аудиторией, медиа должны учитывать её пол, возраст, интересы, уровень дохода, покупательскую способность и еще множество различных параметров.


— С какими проблемами российские медиа сталкиваются в эпоху пандемии коронавируса? Какие способы их преодоления вы видите?

— Основные проблемы те же, что и у других компаний. В первую очередь – это падение прибыли и нехватка средств на содержание штата сотрудников. В глянце с наступлением пандемии резко сократилось количество рекламы, за счет которой мы и существуем. Некоторые издания, не пережив кризис, закрываются, другие временно приостанавливают выпуск. Сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска и сокращают размер заработной платой.

Большая нагрузка идет и на диджитал-издания, которые в это непростое время пытаются удержаться на плаву: с одной стороны им нужно повышать количество просмотров и пытаться привлечь рекламодателей, с другой – не скатиться к публикациям непроверенных сенсаций и не испортить репутацию.
Что почитать еще?