19 сентября/ 2023
Звонок: когда фильм ужасов становится реальностью
Текст: Кристина Павлова
Редактор: Алиса Никитина
Иллюстрации: Лариса Степанова
Рекламные звонки и сообщения нередко отвлекают от важных дел или будят среди ночи. Они доходят не только через телефон, но и по электронной почте, в различных социальных сетях. Можно ли остановить поток назойливого спама? Пытаемся разобраться.
Откуда у них мой номер

Если во время очередного звонка спросить, как сотрудник колл-центра получил ваш номер, внятного ответа не последует. «Однажды вечером мне позвонили», — рассказывает Анастасия Проскурякова. «Мужчина представился сотрудником какой-то биржи и предложил мне стать частью его команды. Я начала задавать ему встречные вопросы: почему он выбрал эту биржу, сколько звонков в день он совершает, где он нашел мой номер, существует ли база данных телефонных номеров. Мой собеседник положил трубку, не дав ответ почти ни на один мой вопрос. Но практически сразу перезвонил. Он уже начал свой монолог, но я перебила его вопросом: "Почему ваш работодатель не позаботился о курсах по риторике для вас? Вы же так неуверенно пытаетесь меня втянуть в явную аферу". Голос собеседника стал тверже, и он с полной уверенностью послал меня на три всем известные буквы, после чего положил трубку».

Один из способов получения персональных данных — парсинг (отлавливание). Существуют специальные программы и сервисы, которые собирают всю доступную информацию о пользователях с различных форумов и социальных сетей. Кроме того, в некоторых колл-центрах используются программы, которые методом подбора автоматически генерируют номера телефонов. Мошенники собирают номера в базу данных и продают в интернете.

Порой мы сами соглашаемся на обработку наших персональных данных, не догадываясь об этом. В магазинах мы часто заполняем анкеты для получения скидок и бонусов, но, как правило, не читаем договор, в котором мелким шрифтом написано, что персональные данные могут быть переданы третьим лицам. А через какое-то время появляется множество звонков и писем с рекламными предложениями.
Что говорит закон

Закона о спаме в России не существует. Но есть федеральный закон «О рекламе» и закон «О персональных данных». В законе о рекламе говорится, что распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама считается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Закон о персональных данных гласит: «Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных». Это означает, что, если согласие на получение рекламы не было дано, есть возможность привлечь спамеров к ответственности.
Работает ли это на практике

В июле 2018 года Ставропольский суд оштрафовал «Сбербанк» за email-рассылку без согласия пользователя. Банк заплатил штраф в размере 250 тыс. рублей.

В 2016 году туристическую компанию Travelata оштрафовали за то, что она присылала письма клиенту без его согласия. Когда он заполнял анкету на подбор тура, то не заметил, что галочка «хочу получать рассылку» была автоматически отмечена. После каждого заказа клиент писал в службу поддержки, чтобы отписаться, а на пятый раз не выдержал и довёл дело до суда.
Как прекратить поток спама

Если на почту постоянно приходят рекламные письма, нужно проверить, есть ли в конце письма кнопка «отписаться». В рекламных письмах от крупных брендов обычно предусмотрена возможность отписки от рассылки. Если кнопки нет, можно отметить письмо как спам. После этого многие письма от отправителя, чье письмо было отмечено, будут блокироваться спам-фильтром.

Для борьбы с телефонным спамом можно использовать специальные приложения. Если ввести в строку поиска магазина приложений «определитель номера» или «антиспам», можно найти множество решений, которые при входящем звонке будут показывать краткую информацию о номере звонящего. Такое приложение предупредит, если входящий звонок окажется рекламным. Кроме того, некоторые мобильные операторы предоставляю услугу блокировки спама за дополнительную плату.
Совет

Необходимо с осторожностью публиковать персональные данные в интернете. Если нужно получать письма с рекламными предложениями, можно завести для этого отдельный почтовый ящик. Не стоит размещать свой номер телефона в социальных сетях. Важно помнить: наша цифровая безопасность в наших руках.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?