Если говорить о конкретных сферах, то стоит сразу сказать об изменении на рынке труда. По некоторым оценкам экспертов из-за пандемии безработица может вырасти почти в три раза. Без работы остались многие сотрудники сферы туризма и бьюти-индустрии. Однако значительно возросло количество вакансий для курьеров, грузчиков и водителей. Почти все поиски работы стали осуществляться через соответствующие платформы, а собеседования и предварительное обучение проходить в режиме онлайн. Стали появляться новые профессии на удалёнке, очень сильно востребованные на рынке.
Сильнее всего "повезло" отрасли онлайн-шопинга. Как отмечают аналитики, в России объём на этом рынке вырастет до 20 процентов. Покупки в интернет-магазинах помогают россиянам заменить популярную форму досуга (выходные в ТЦ), бороться с депрессией и хандрой от невозможности покинуть своё жилище, а также, что, пожалуй, самое главное, снизить количество социальных взаимодействий и реже посещать общественные места. Многие признаются, что так привыкли к онлайн-шопингу, что привычные походы в магазин уже не кажутся такими приятными и комфортными. Можно прогнозировать, что и после снятия карантинных мер многие люди продолжат покупать в интернете, так как оценили удобство и преимущества этого вида шопинга.
Волну успеха поймали и различные сервисы доставки еды и продуктов. Однако второе стало куда успешнее. Эксперты оценили, что во время пандемии люди чаще заказывали обычные продукты из привычных магазинов, а не сложные и не бюджетные блюда из ресторанов.
Wilberries и Ozon, одни из крупнейших интернет магазинов подтверждают то, что очень многие перешли на онлайн шоппинг и что развитие онлайн рынка ускорилось. По словам представителя компании Ozon, количество новых клиентов, сделавших заказ в апреле 2020 по сравнению с 2019 годом выросло почти вдвое, и люди приходят не на один раз, а приобретают подписки и продолжают пользоваться сервисом. Wilberries же утверждают, что за период пандемии с апреля по июнь их аудитория увеличилась примерно на 6 миллионов покупателей и достигла 30 миллионов.
Следующий интересный факт - спрос вырос и на рынке недвижимости. Это объясняется тем, что многие хотят перебраться из квартиры в дом или коттедж - для более комфортного проведения самоизоляции. Почти на 14 и 9 процентов вырос спрос и на "однушки" и студии - здесь объяснение можно найти в сложностях с арендой жилья во время пандемии, а также участившихся разводах и расставаниях. Рынок недвижимости быстро адаптировался под новые правила игры - особенно популярными стали онлайн-показы, сделки стали заключаться дистанционно. Оптимизирована работа сайтов по подбору и поиску недвижимости, на них добавлены новые функции.
Несомненно прибыль получили и стриминговые сервисы и онлайн кинотеатры. Один из ярчайших примеров - Netflix, аудитория которого за время пандемии увеличилась почти вдвое. У людей стало больше свободного времени, которое хочется потратить отвлеченно от новостной повестки. По той же причине выросла и активность в социальных сетях. Испытывая потребность в коммуникации, люди чаще стали переписываться и созваниваться друг с другом в интернете, а также взаимодействовать на страницах блогеров, охваты которых тоже выросли за это время.
Аналитики Data Insight утверждают, что за период пандемии коронавируса в интернет торговлю пришли порядка 10 миллионов покупателей, большинство из которых продолжают пользоваться онлайн магазинами даже после снятия ограничений. За 8 лет с 2011 по 2019 среднегодовой показатель интернет торговли был 28%. Data Insight прогнозирует, что с новыми привычками покупателей в нынешней обстановке уровень интернет торговли вырастет с 28% до 33%.
Самоизоляция привела к тому, что люди делали покупки онлайн и тратили больше денег, чем оффлайн. Многие заказывали что-то разом и оставляли магазинам очень большие суммы.
Также вырос спрос не только на общедоступные бюджетные товары, но и на товары люксового и брендового производства. За период пандемии по миру примерно 48% покупателей одежды люкс сказали, что будут покупать онлайн чаще, чем они делали это раньше. Однако многие все еще не согласны полностью перейти на онлайн и около 14% покупателей , по данным компании BCG, полностью откажутся от онлайна и вернутся в оффлайн магазины. Во время пандемии в компании ЦУМ фиксировали, что примерно 250-300 покупателей, предпочитающих шоппинг в магазинах, совершали покупки онлайн. Также для люксового сервиса товаров прогнозируют падение продаж на 35-45%, а к докризисным показателям эта сфера покупок сможет вернуться только к 2023 году.
Пандемия доказала, что бизнес и торговля быстро адаптируются я к новым условиям, а люди в любом случае будут покупать и потреблять. Безусловно, пострадал тот бизнес, который не сумел этого сделать, на рынке остались только самые конкурентоспособные и стойкие. С точки зрения экономики карантин помог продвинуться онлайн-торговле, что, конечно, результативно. Однако о полной замене офлайн бизнеса на онлайн говорить пока однозначно рано. Да, многие оценили удобство и преимущество онлайн услуг и, вероятно, надолго останутся с онлайн сервисами, но это не сможет заменить живое присутствие в каком-то магазине, общение, возможность увидеть, потрогать и примерить.