7 февраля / 2024
От создания до международного признания: как компания Valve создала самую популярную игру в мире
Текст: Анастасия Баннова
Редактор: Ольга Решетова
Иллюстратор: Катрин Еремеева
В рейтинге Steam «100 самых популярных игр» вторую строчку занимает Dota 2. Игра создана фанатами на основе дополнения к игре «Варкрафт». Почему Dota 2 постоянно развивается и привлекает все больше игроков, разбираемся в материале.
Defense of the Ancients или DotA (с англ. — «Оборона Древних») — командная игра жанра MOBA (многопользовательские стратегические видеоигры в реальном времени — прим. ред.), разработанная и изданная корпорацией Valve. Главная цель таких игр — защита своей базы и уничтожение вражеской.

Первая версия игры появилась в 2003 году. Ее сделали фанаты известной игровой вселенной «Варкрафт» (World of Warcraft) как дополнение к любимой игре. Но дополнение оказалось лучше, и в итоге на него обратила внимание крупная компания — издатель компьютерных игр Valve. В 2013 компания выпустила полноценную Dota 2.

С каждым годом число игроков увеличивается. Так, за декабрь 2023 пиковый показатель в онлайне достиг 802 728 человек (в ноябре в игре одновременно находилось 767 353 игрока). Евгений Сларк (22 года, количество часов в игре — более 5 тыс.) объясняет изменение тем, что игру делают максимально казуальной (для массовой аудитории) и каждый год понижают порог входа (дополнительные навыки не требуются), чтобы новые игроки могли быстрее адаптироваться.

Другой игрок в Dota 2 Илья (21 год, количество часов в игре — более 5 тыс.) связывает рост показателей с раздачей arcana-предметов (arcana-предметы — самые редкие косметические предметы в Dota 2; они вносят множество изменений: эффекты частиц, анимации, иконки, звуки и другое — прим. ред.). Их можно получить в качестве награды за достижение определенного уровня или купить в магазине Dota 2.
Начинка игры

Цель игры — разрушить защитные сооружения противника и снести «Трон» — главное здание на базе соперника. По карте распределены нейтральные существа — крипы. Как только персонаж убивает крипов — игрок получает золото для покупки предметов, с помощью которых прокачивает персонажа. В этом и заключается суть игры — заработать денег больше соперника, получить преимущество по количеству и силе предметов.

Как и в любой соревновательной командной игре, каждый игрок здесь занимает роль, подобно нападающим, защитникам и полузащитникам в футболе. Керри — нападающий, который наносит максимальный урон в игре после покупки дорогих артефактов. В самом начале игры он пассивен, находится на легкой линии (направление, которое граничит с вашим лесом — прим. ред.), но во время атаки он наносит самый сильный удар. Задача позиций защиты (поддержки) — обеспечивать команду обзором и выстроить стратегию игры так, чтобы нападающим (керри) ничего не мешало.

Поддержка получает меньше всего ресурсов с карты: обычно это персонажи, которые вносят весомый вклад в игру и без покупки предметов. Самые сложные для проведения аналогий с футболом позиции — мидер и оффлейнер. Как правило, мидеры — агрессивные задиры, их задача — заставлять соперников сражаться, перемещаясь по карте и создавая хаос. Оффлейнеры — это персонажи, которые занимают верхнюю или нижнюю линию карты и, контролируя линию, создают преимущество для команды, защищают свою башню. Они часто находятся в самом центре сражения и заставляют соперников тратить на них способности (почти у всех персонажей 4 способности от простых пассивных до разрушительных энергетических взрывов).

Юрий Worm (21 год, количество часов в игре — более 5 тыс.) рассказывает, что начал играть в Dota 2 примерно 10 лет назад, когда услышал, что одноклассники играли в какую-то игру. «Я не особо понимал. Знал только, что игроки там очень любят использовать самые красочные обороты русского языка». Как отмечает Юрий, «сложно выделить преимущества перед другими играми даже сегодня, спустя 10 лет, просто некоторым нравится стрелять, некоторым — "гонять гоблинов", а кому-то вообще не нравятся игры с соревновательным элементом». Также эксперт подчеркивает: «Дота немного медленнее, больше ориентирована на общую стратегию матча, чем на механические действия каждого игрока».
The International

The International — первый по дисциплине Dota 2 и крупнейший среди прочих ежегодный киберспортивный турнир. Событие собирает десятки тысяч поклонников Dota 2 по всему миру и миллионы зрителей на трансляциях.

Первый турнир The International прошел в 2011 году в Германии в городе Кельн на выставке GamesCom с 17 по 21 августа, его призовой фонд составил $1,6 млн. По сравнению с призовыми фондами последних лет (за исключением 2023 года), сумма маленькая, но для 2011 года это рекорд, ведь ни в одной киберспортивной дисциплине таких призовых не было.

Dota 2 тогда была еще на ранней стадии разработки и к бета-версии (предварительной версии игры — прим. ред.) допускались только избранные люди.

Формат The International 2011 отличался от привычной сейчас двухгрупповой системы. Команды были разделены на 4 группы, в каждой из которых было по 4 команды. Две лучшие команды из каждого квартета выходили в верхнюю сетку плей-офф (турнирная таблица — прим. ред.). Остальные команды начали свой путь с сетки проигравших.

В гранд-финале турнира украинская команда NAVI со счетом 3:1 обыграла китайскую EHOME и заработала $1 млн призовых.

В 2013 году организаторы усовершенствовали призовую систему: базовая сумма в $1,6 млн, как и прежде, выделена корпорацией Valve, однако теперь возможность участвовать получили и поклонники игры. Средства собирают с помощью краудфандинга: накануне турнира пользователи могут приобрести специальный набор игровых бонусов (так называемые «компендиумы» — предметы, которые дают доступ к турниру и возможностям события), 25% вырученных средств от набора идет в призовой фонд турнира.

С 2012 по 2017 год The International проходил в Сиэтле (США). Затем локация менялась каждый год, а в 2023 турнир снова вернулся в Сиэтл.

Согласно статистике аналитического портала Esports Charts, в среднем каждый игровой день The International 2023 смотрели 541 тыс. зрителей; турнир провел в эфире 120 часов и набрал 65 млн часов просмотра. В 2021 году показатели были намного выше: турнир набрал 107 млн часов просмотра, а призовой фонд составил примерно $40 млн.

Призовой фонд The International 2023 оказался рекордно низким по сравнению с предыдущими годами — всего $3 млн.
Победителем The International 2023 стала российско-украинская команда Team Spirit — команда, дважды ставшая чемпионом, забрав самый маленький призовой фонд в 2023 и самый большой в 2021.
Перспектива развития Dota 2

Эксперты заявляют, что развитие Dota 2 ограничено обновлениями геймплея, в игру добавляются новые предметы, герои, иногда меняется сама карта, но изменения особо и не требуются. Предполагается, что появятся игры в других жанрах, связанные с Dota 2.

Учитывая, что с каждый годом игру упрощают, в ближайшем будущем мы сможем наблюдать увеличение количества новых игроков.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?