21 декабря / 2023
Журналистская эквилибристика. Моральный выбор журналиста
Текст: Лариса Степанова
Редактор: Полина Кузнецова
Иллюстрации: Ирина Бушина
Что общего у канатоходца и журналиста? И при чем тут Бритни Спирс? Читайте в новом материале L!Media.
Пренебрегая профессиональной этикой, некоторые журналисты часто во время интервью или любого другого сотрудничества с интересующими их личностями не стесняются задавать бестактные и провокационные вопросы. Выбор между гуманностью и бьющей рейтинги сенсацией сопоставим с балансированием на канате. Наклонишься в одну сторону — станешь «журналюгой» для героев материала, которые и вовсе могут отказаться от дальнейшего сотрудничества. Как только начнешь восстанавливать равновесие, тут же случайно сорвешься в пропасть с другой стороны — сдашь в редакцию скучный текст с уже известной всем информацией. Журналистам приходится долгие годы учиться искусству придерживаться золотой середины, как канатоходцу — мастерству равновесия. И не все в конце концов выходят на «прогулку» (фильм про человека, прошедшего по натянутому между двух небоскребов в Нью-Йорке стальному канату — прим. ред.).

Чтобы проиллюстрировать то, как журналисты набивают себе шишки от падений в крайности, можно вспомнить историю Бритни Спирс. После обретения титула принцессы поп-музыки она столкнулась с повышенным интересом журналистов к своей персоне. Папарацци преследовали певицу повсюду, чем часто выводили ее из себя. В моменты особой ярости Бритни репортеры делали снимки со скоростью света, соревнуясь в том, чья фотография будет драматичнее смотреться на обложке.
К таким случаям относится история, когда певица, находясь в парикмахерской, взяла машинку и сбрила свои волосы. По словам самой Спирс, она это сделала специально, чтобы дать журналистам, следящим за каждым ее шагом, инфоповод, на котором они могли бы задержаться какое-то время. В материале The New York Times бывшая редактор журнала US Weekly Джен Перос призналась, что история Бритни Спирс была на пике популярности в те времена, когда печатные издания охотились за сюжетом недели. Если им удавалось найти знаменитость, которая вела бы себя ненормально, это становилось сенсацией, и все знали, что так можно поднять продажи выпуска.

US Weekly не жалели средств на то, чтобы добыть как можно больше провокационных новостей и осветить каждую деталь жизни поп-звезды. В марте 2007 года журнал взял серию интервью у людей, которые побывали в тех же местах, что и Бритни. Среди них был гость ресторана, который посетила мать Спирс, и некий анонимный источник, который делился подробностями из реабилитационной клиники в Антигуа, где певица проходила лечение. Ранее подобные интервью брались у владелицы парикмахерской, где Бритни побрила голову, у психолога, который даже не был знаком с певицей. СМИ были настолько поглощены своей деятельностью, что позабыли о том, что их главный герой — живой человек.
Впоследствии журналисты и ведущие телевизионных шоу приносили свои извинения Бритни за нарушение границ ее частной жизни. Сара Сильверман, комик и ведущая на MTV, просила прощения у певицы за неподобающие шутки о ее детях (Сильверман назвала их «самыми очаровательными ошибками» — прим.ред.). В то же время шоувумен сказала, что, если бы начала оправдываться, это было бы похоже на Нюрнбергский процесс, и только она сама в ответе за то, что говорит.

Джен Перос в материале The New York Times поделилась мыслями по поводу того, что в эпоху соцсетей преследования журналистами Бритни быстро бы стали осуждаться общественностью, так как тема личного пространства и ментального здоровья (которым еще ни один кричащий заголовок не принес пользу) в последнее время обращает на себя все больше внимания. Тем не менее сейчас каждый человек со смартфоном может стать самостоятельным папарацци, стоит только опубликовать снимок знаменитости в соцсетях. Получается, что проблема нарушения личных границ перенеслась в интернет, но не исчезла, и вопрос этики до сих пор актуален.
24 октября в свет вышли мемуары Бритни Спирс под названием «Женщина во мне». В книге певица делится подробностями своей жизни и рассказывает историю не с точки зрения стоящего за фотокамерой, а с позиции человека, которого вспышки этих камер ослепляли в ее лучшие и худшие моменты жизни. СМИ не прошли мимо этой новости и несколько недель публиковали вырезки оттуда. В этот раз обошлось без преследований и интервью с третьими личностями, Бритни сама позаботилась об этом.

Можно ли назвать историю певицы уроком для СМИ? Бесспорно. В один момент тебе кажется, что ты прекрасно держишь равновесие, а в другой — сидишь «с фингалом под глазом» в виде народного осуждения и потери доверия гостя после попытки выведать то, что не следовало бы предавать огласке.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?