12 декабря / 2023
У меня нет такого варианта — «не получится»
Текст: Дарья Матвеева, Ольга Решетова
Редактор: Полина Фролова
В новом интервью редакция L! поговорила с молодым предпринимателем Ильей Ермиловым. О пути из прораба в бизнесмены, о бургерной и «бизнесовой» чуйке — читайте в материале.
Илья Ермилов
Фото: личный архив
Илья Ермилов — московский предприниматель, который владеет бургерной «АндилБургер» и веганским кафе «Осока». Свое дело он начинал с нуля: у него не было ни денег, ни влиятельных связей — было только сильное желание и вера в неизбежный успех. Путь развития бизнеса был непрост и тернист: точки несколько раз переезжали, меняли формат, а кредиты, проблемы с окупаемостью и поиском клиентов требовали все новых и более оригинальных решений.

«Переезды, закрытие точек и открытие новых — это лишь малый перечень внезапных событий», — рассказывает Илья в одном из интервью. Однако молодой предприниматель сдаваться не собирался: «Я уверен в том, что «АндилБургер» станет своего рода национальным символом».

Сейчас у этой сети функционирует одна точка в Чехове. В октябре 2023 года предприниматель открыл еще одно заведение — веганское кафе «Осока», которое располагается в Москве.
Путь в предприниматели
Мысли о собственном бизнесе у тебя появились еще задолго до создания «АндилБургера». Почему тебя привлек именно этот вид деятельности?

Бизнес — это система, как многие говорят. Но я думаю, что это еще и свобода. Я считаю себя человеком творческим и раскрываю свой потенциал с помощью бизнеса. Если бы я работал на кого-то, то не смог бы проявить себя полностью, а я чувствую, что меня прет, и мне было бы недостаточно тех задач, которые бы мне дал мой гипотетический начальник. Именно поэтому я решил работать сам на себя.

Какие бизнес-идеи появлялись у тебя до мысли о бургерной? Почему их не удалось реализовать?

Идеи были не совсем бизнесовые, это были просто проекты. У меня была задумка продавать плюшевые авокадо, потому что я понимал, что тема плюшевых игрушек скоро стрельнет. Я купил четыре авокадо, но не знал, как их продавать. Мне не хватало бизнес-знаний, поэтому идею реализовать не смог. Уже потом, когда у меня была бургерная, я продал два авокадо нашим гостям, с третьим решил устроить розыгрыш, а четвертое оставил себе.
Фото: личный архив
Как ты понял, что авокадо «стрельнут»? Это чуйка?

Это был 2019–2020 год, и я видел тренд на акулы из IKEA. Потом вижу, что начал появляться тренд на авокадо. Тогда было всего три магазина с этими плюшевыми игрушками в Instagram*, и я понимал, что надо вкладываться.

На самом деле, некоторые тенденции я чувствую, поэтому, помимо бизнеса, я занимаюсь еще и пиаром в своих компаниях. Мне нравится коммуницировать с журналистами и с другими творческими личностями.

Расскажи, где ты еще работал?


Курьером, промоутером, строителем. Также работал в «Макдоналдсе». По мелочи. Подработки в основном.
Личность бизнесмена
Расскажи немного про свое детство. Проявлял ли ты какие-либо предпринимательские качества?

Внутренне я был лидером, но я не проявлял это. Например, в четвертом классе нас объединили с ребятами-хоккеистами, а я любил ходить в библиотеку. В итоге ко мне начали подтягиваться другие ребята, и я вроде стал лидером движения тех, кто ходил в библиотеку после уроков. На самом деле, я считал себя «инородным» всегда. Я какой-то другой, не то что особенный, просто другой человек.

А родители в тебя верили?

Мне, можно сказать, повезло, потому что родители меня поддерживают. Они просто хотят, чтобы я хорошо себя ощущал и не влезал ни в какие передряги. В общем — жил и развивался.

У тебя нет корочки о высшем образовании, мешает ли это тебе?

Я очень нейтрально отношусь к социальным доказательствам типа грамот и регалий. И пока я занимаюсь бизнесом, корочку буду спрашивать только сам с себя. Поэтому мне это не мешает. Я саморазвиваюсь очень много. Читаю книги, курсы посещаю.

Работу в найме ты не рассматриваешь ни при каких условиях?


Я пытался устроиться в Timepad. Это дистрибьютор электронных билетов на различные мероприятия. Меня не взяли. Сказали, что я слишком амбициозный, и надолго у них не задержусь. Я думаю, что они не видели смысла в меня вкладываться, все равно уйду. Я погрустил, а потом открыл веганское кафе «Осока».

Какие ключевые качества помогают вести тебе бизнес?

Качество, которое у меня преобладает — это азарт. Мне всегда мало того, что есть. Если я достигаю какой-то цели, значит, следующую мне нужно ставить покрупнее. Если делать сеть, то лучше на всю Россию. Поэтому может показаться, что я приставучий человек. Также упертый и непробиваемый. Я считаю, что свою позицию нужно отстаивать. Многие люди отстаивают свою позицию, чтобы было хорошо им, а я это делаю для своего бизнеса.

Есть ли у тебя какие-либо страхи?

Я боюсь скучной жизни. Для меня это сидеть в одних стенах, не испытывать никаких эмоций. Это страшно, потому что мы живые существа, мы должны что-то испытывать.

Какие эмоции тебе дарит бизнес?


Азарт и чувство самореализации.

Самокритичен ли ты к себе?

Чересчур. Это как раз к тому, что мне всегда мало. Например, если я отдыхаю, постоянно думаю: «Ну зачем ты отдыхаешь?»

Какие качества ты хочешь еще развить и каких качеств тебе не хватает как предпринимателю?

Да нет, качеств хватает. Я считаю себя идеальным человеком.
Побочные эффекты бизнеса
Фото: личный архив
Что произошло с тобой за три года в бизнесе?

Меня помотало немножко. Покупал бизнес, открывал точки, закрывал. Был момент, когда я уезжал, все оставлял на погашение аренды. Уходил с пустым карманом и начинал заново.

Изменилось ли твое окружение после старта в бизнесе?


Безусловно, окружение стало меняться, и у меня наступила профдеформация. Например, просто встретиться погулять мне уже неинтересно. И я не общаюсь с друзьями просто так — я веду с ними переговоры. Это не потому, что я стал акулой бизнеса, нет. Это все профдеформация.

Можно ли сказать, что бизнес делает человека более циничным?

Смотря что такое человечность, а что такое цинизм. У человека, который занимается бизнесом, всегда в поведении или в речи проскальзывает то, что он как будто бы что-то продает. Другие люди как раз не любят предпринимателей за вот эту цель «что-то продать», за вот этот цинизм. Но это всего лишь профдеформация.
Как ты борешься с профдеформацией?

Мне она не мешает. Она дает еще больше возможностей. Допустим, для меня любое новое знакомство — возможность.

Например, недавно я ходил на конференцию для представителей event-индустрии «Многогранность». Казалось бы, я из общепита — зачем мне идти туда? А я отвечу — за новыми знакомствами, новыми контактами. Я всегда вижу везде полезность.

Ты не считаешь, что все в мире привязано к деньгам?

У меня деньги только на втором месте. Первое — это достижение цели, а достижение цели — это эмоции. То есть, на самом деле, наш мир завязан на эмоциях, поэтому я боялся депрессии, потому что ты ничего не испытываешь. Самый сок нашей жизни — это что-то испытывать. Поэтому наш мир не зациклен на деньгах. Дайте человеку эмоцию, и будет все хорошо.

Жить в постоянном стрессе, наверное, тяжело?

Это как быть серфингистом. Сначала ты не умеешь плавать на доске и падаешь с волны, а потом, когда поймаешь волну, начнешь на ней лавировать. Нестабильность как раз и есть волна.

Как ты справляешься с выгораниями?

Мне достаточно неделю поспать. Я интроверт, дома я просто набираюсь сил, ни с кем не общаюсь почти, и потом по-новой.

Как ты борешься с хейтерами?


C ними бороться бесполезно. Я бы посоветовал не обращать на них внимания, потому что ты сам впитываешь весь их негатив, и тебе становится тяжело. Поэтому я всегда стараюсь окружать себя теми людьми, которые мне импонируют. Я не поддерживаю контакт с «негативщиками», потому что из-за их отрицательной энергии начинаю загружаться, и это влияет на мое мировоззрение и отношение к работе.
Илья Ермилов около кафе «АндилБургер»
Фото: личный архив
История и внутренняя кухня кафе «АндилБургер»
Сначала ты открыл киоск с бургерами, но многие люди к новым местам относятся скептически. Как ты с этим боролся?

Есть специальные типажи людей, которые пробуют новую продукцию — это исследователи. После того, как исследователи опробовали на себе новый продукт, они уже дальше передают информацию о нем. Позже уже подтянутся остальные люди. Как бороться со скептиками? Привлекать больше исследователей и делать качественный продукт. К сарафанному радио обязательно нужно добавить маркетинг, без него будет тяжко.

У тебя не было страха жесткой конкуренции при выходе на рынок общепита, когда он перенасыщен другими компаниями?


Я недавно был как раз на лекции одного владельца музыкального лейбла, и он сказал, что музыканту сейчас очень тяжело пробиться, да и «свободных ушей» нет, они уже заняты другими исполнителями. Имеет ли смысл влезать? Имеет. То же самое с бизнесом. Если много рыбы в пруду, значит, и рыбаков будет много. Просто бывают рыбаки, допустим, сильные, у кого-то снасти получше, кто-то использует хорошую приманку, кто-то сети. Каждый использует свои методы.

Какие методы у тебя?

Самые лояльные. Я делаю все по закону, незаконным я не занимаюсь. Работаю на тех условиях, на которых работает бизнес. Выживает сильнейший.

Кто у вас разрабатывает рецептуру, меню?


В данном случае это была совместная работа. Просто: пробуем — понравилось — запускаем. Мы не привлекали поваров к разработке.

Как ты набираешь сотрудников?

Через сарафанное радио. По объявлениям бывает, но чаще всего сарафанное радио.

Что ты еще требуешь от сотрудников, помимо hard skills (профессиональных навыков. — Прим. ред.)?


Я смотрю больше на soft skills (личностные навыки. — Прим. ред.). На самом деле, каждый человек индивидуален, но все-таки есть типажи людей. Если мне подходит типаж, то мы сработаемся, если не подходит, то я еще буду смотреть на hard skills. Если человек выполняет свою работу хорошо, и это приносит прибыль компании, то пожалуйста. А когда сотруднику не хватает профессиональных навыков, но у него очень прокачанные софты, то мы будем расти вместе. Я всегда за рост, за саморазвитие в том числе.

С какими людьми тебе приятнее работать?

Мне импонируют люди-интеллектуалы, которые не обладают хитростью. По моему мнению, хитрость — это про нечестные вещи. Я стараюсь, чтобы такие люди у меня не работали.
Как ты отслеживаешь уровень репутации своих бизнесов?

Во-первых, мы собираем отзывы на Яндексе, но люди не очень охотно делятся своими впечатлениями. Во-вторых, у нас своя система в WhatsApp. Мы просим каждого человека оставить обратную связь. Также мы раскачиваем бренд. Например, недавно получили наш торговый знак от Роспатента (У Роспатента есть четыре главные функции: регистрировать и охранять права на интеллектуальную собственность в России; контролировать соблюдение законодательства в области интеллектуальной собственности; защищать в международном пространстве права российских граждан, у которых есть интеллектуальная собственность. — Прим. ред.).

Как ты сейчас оцениваешь успех своей бургерной?

Я всегда считал бургерную успешной. Люди могут не считать, но я считаю. В перспективах развитие сети бургерных по всей России. Я другие страны не беру, потому что я не знаю, как там работать. Если честно, в регионах пока тоже тяжело себе представляю, как работать, поэтому пока мы только в Подмосковье.

Ты веришь в национальный успех бургерной, считаешь ее новой империей. Но бывает так, что не получается достигнуть поставленную цель. Если не получится, что будешь делать?

Новую сеть придумаю. У меня нет такого варианта — «не получится».

Что для тебя успех?

Для меня успех — это просто достижение цели.

А вообще, успех очень индивидуален. Я не могу определить, успешен человек или неуспешен, потому что я очень рационально мыслю. И если человек считает успехом просто жить в Москве, зачем я буду его переубеждать. У каждого свой успех.
Фото: личный архив
*принадлежит компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?