В. Р.: А как, по вашему мнению, добраться до остальных, которые не хотят просвещаться?
М. А.: Не знаю, есть ли смысл добираться до тех, кто этого не хочет. Насильно не заставишь. В конце концов, знаете, в школу тоже не все ходят, кто-то считает, что ему это не нужно. Люди, которые тянутся к знаниям и понимают, что им это помогает по жизни, они везде и всегда найдут способ просветиться.
В. Р.: Что вы думаете о включении системного сексуального образования в школах?
М. А.: Я считаю, что системное сексуальное просвещение в школах — это самое лучшее решение, которое только может быть. В нашей стране принято опираться на духовные скрепы: мы почему-то считаем, что они спасут нас от эпидемии ВИЧ, от подростковых беременностей, но это не так. От всего этого нас могут спасти только знания, и очень важно их давать. У нас считается, что такие знания должны давать родители, но это тоже шаткий момент. Большинство родителей сами не знают тонкостей — кто-то не может обсудить эту тему, кто-то стесняется, кто-то не говорит по религиозным или другим причинам. В этот момент государство должно вступать в игру и брать на себя ответственность. Оно же берет ответственность за образование. Почему-то нас учат делить, умножать, складывать, читать, но не учат отношениям, а это гигантская область жизни, которая нам, возможно, пригодится намного больше, чем какие-нибудь исторические факты.
Если брать статистику по скандинавским странам, где уже давно в школах существуют уроки сексуального воспитания, заметно, насколько там снижается уровень подростковых беременностей. У нас это 50 подростков на 100 тыс., а там — 6. В России эпидемия ВИЧ. Мы по уровню людей с ВИЧ наравне с африканскими странами, и считаем, что духовные скрепы нам помогут бороться с этим. Хотя очень наглядно видно, что не помогают.