11 декабря / 2023
Разврат или воспитание: отсутствие сексуального просвещения в России и табуирование секса
Текст: Виктория Репич
Редактор: Софья Придворова
Иллюстрации: Катрин Еремеева
В России периодически обсуждают введение в школе уроков полового воспитания. Их цель — уберечь подростков от случайных связей и их последствий. Корреспондентка L! поговорила об этом с Марией Арзамасовой, которая ведет блог о сексуальном образовании.
Виктория Репич: Почему вы ведете блог о сексуальном образовании?

Мария Арзамасова: Я веду блог, потому что это соотносится с моим представлением о мире. Если у меня есть возможность помочь людям, дать им знания, сделать их счастливее, научиться разбираться в своей жизни, делать выбор, то почему бы мне этой возможностью не воспользоваться? Для меня очень большая мотивация в том, что я делюсь с людьми информацией и получаю обратную связь — насколько эти знания им помогают по жизни.

В. Р.: Каково вам публично освещать темы, которые принято замалчивать?

М. А.: У любой работы есть свои отрицательные моменты. В моем случае это непринятие той темы, которую я поднимаю. Секс всегда был очень табуирован, он считается провокационной темой. И любой человек, который спокойно говорит о нем, многими воспринимается в штыки. Мне могут сказать, что я рушу моральные устои, развращаю общество или еще что-то подобное. Но дело в том, что большинство людей прислушиваются не потому, что это интересно. Секс — это большая часть нашей жизни. Странно делать вид, что его нет. Но никто нас не учит, каким он должен быть, какими должны быть отношения в паре, как можно соглашаться или отказываться от чего-то. Когда кто-то начинает давать эти знания, в конце концов мы испытываем большую благодарность к этому человеку: наконец хоть кто-то мне рассказал, как здесь все устроено. Меня мотивирует благодарность, мотивируют истории подписчиков о том, как мои статьи помогли им изменить жизнь. Это ценнее, чем какой-то негатив, который я, конечно же, получаю.
В. Р.: С какими проявлениями негатива вы сталкиваетесь?

М. А.: Непринятие, агрессия, очень много нападок, критика. Люди постоянно находят к чему придраться — к фигуре, к внешности, к твоему образу жизни, к друзьям, которых ты выбираешь. Как я всегда говорю, если ты хоть что-то начинаешь делать, всегда находятся критики. Можно, конечно, как премудрый пескарь, сидеть всю жизнь и не выходить из своей норы, чтобы не встречаться с критикой, но это же не жизнь.

В. Р.: Почему люди позволяют себе писать такое? Как вы с этим справляетесь?

М. А.: Это скрытая неуверенность в себе, страх, агрессия, непонимание, как устроен этот мир. Очень удобно следовать каким-то нормам: «Вот мне сказали жить так — я так живу, и при этом не думаю, потому что, когда я думаю, у меня появляется выбор, а выбор — это ответственность». Люди не хотят брать на себя ответственность и очень любят порицать тех, кто умеет это делать.

Я справляюсь с этим нормально, потому что давно нахожусь в терапии, у меня есть психолог — умею с этим работать. Мне кажется, 5 лет назад у меня была совершенно другая реакция: больно, когда тебе говорят гадости, критикуют. Сейчас я могу анализировать. Человек, у которого все хорошо, гадости не пишет. Это идет из очень глубокого несчастья, злости или еще чего-то. Поэтому часто я говорю: история про гадости — это история тех людей, которые эти гадости пишут, ни разу не моя.
В. Р.: А как, по вашему мнению, добраться до остальных, которые не хотят просвещаться?

М. А.: Не знаю, есть ли смысл добираться до тех, кто этого не хочет. Насильно не заставишь. В конце концов, знаете, в школу тоже не все ходят, кто-то считает, что ему это не нужно. Люди, которые тянутся к знаниям и понимают, что им это помогает по жизни, они везде и всегда найдут способ просветиться.

В. Р.: Что вы думаете о включении системного сексуального образования в школах?

М. А.: Я считаю, что системное сексуальное просвещение в школах — это самое лучшее решение, которое только может быть. В нашей стране принято опираться на духовные скрепы: мы почему-то считаем, что они спасут нас от эпидемии ВИЧ, от подростковых беременностей, но это не так. От всего этого нас могут спасти только знания, и очень важно их давать. У нас считается, что такие знания должны давать родители, но это тоже шаткий момент. Большинство родителей сами не знают тонкостей — кто-то не может обсудить эту тему, кто-то стесняется, кто-то не говорит по религиозным или другим причинам. В этот момент государство должно вступать в игру и брать на себя ответственность. Оно же берет ответственность за образование. Почему-то нас учат делить, умножать, складывать, читать, но не учат отношениям, а это гигантская область жизни, которая нам, возможно, пригодится намного больше, чем какие-нибудь исторические факты.

Если брать статистику по скандинавским странам, где уже давно в школах существуют уроки сексуального воспитания, заметно, насколько там снижается уровень подростковых беременностей. У нас это 50 подростков на 100 тыс., а там — 6. В России эпидемия ВИЧ. Мы по уровню людей с ВИЧ наравне с африканскими странами, и считаем, что духовные скрепы нам помогут бороться с этим. Хотя очень наглядно видно, что не помогают.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?