20 апреля/ 2023
Победить в конкуренции соискателей
Текст: Полина Фролова
Редактор: Анна Славинская
Иллюстрация: Лариса Степанова
Какие навыки важны для студентов журфака в поисках подработки в 2023 году? О том, как студенту-журналисту получить гибридную профессию и подстроиться под меняющуюся реальность в рабочей среде, — читайте в нашем материале.
В последние годы на современном рынке труда наблюдается новый тренд — гибридизация профессий. Под эти термином понимается совмещение в одном специалисте разных навыков и компетенций. Рынок насчитывает уже более 250 гибридных профессий, сообщают эксперты. Такая модель труда позволяет оптимизировать рабочий процесс и сильно сократить расходы компаний.


Коснется ли гибридизация профессий журналистики? Аналитики уверенно отвечают — да. Теперь, чтобы найти работу мечты, журналист-соискатель должен показать не только навыки, полученные в ходе обучения, но дополнительные компетенции.


Многие студенты журфаков уже на 2-3 курсе готовы погрузиться в рабочую среду и попробовать себя в роли «настоящего журналиста». Однако процесс гибридизации пугает многих — никогда не знаешь, какие дополнительные навыки и скиллы ожидает увидеть работодатель.

Что же должен уметь студент, чтобы уже сейчас получить работу мечты?

Фото: bezформата.ru


Согласно опросу студентов направления «Медиажурналистика» РАНХиГС, наиболее приемлемый вид работы для учащегося — подработка. В нее чаще всего входят вакансии с занятостью от 4 до 6 часов, неполные дни и проектные задачи.



Полина
студентка 2 курса
«Чтобы не утонуть в долгах и не забить на учебу, проще всего найти работу, которая бы не накладывалась на учебное время».
Рекрутинговый сайт hh.ru за апрель 2023 года представляет около 300 вакансий по профилю «журналистика» в Москве. Что примечательно, только 10% подходят соискателям без опыта работы. В настоящий момент в Москве нанять ранее не работающего соискателя готовы лишь 35 компаний. Из этого небольшого количества вакансий лишь 4 предлагают частичную занятость, и одно из предложений только косвенно связано с журналистикой.


Источник: hh.ru


Вместе с этим резюме по профилю «Журналистики» на рекрутинговом сайте почти в разы больше: соискателей-студентов, не имеющих опыта работы и готовых выйти на неполную ставку около тысячи. Получается, вероятность попасть на вакансии журналиста составляет всего 3% — и только в случае, если вы готовы выйти на полную ставку.
Источник: hh.ru


Можно остановиться на этом и сказать, что найти подработку для студента-журналиста практически невозможно. Однако далее был проведен другой опрос студентов журфака РАНХиГС о том, какие вакансии чаще всего появляются в их поисковом листе.

По результатам опроса студенты журфаков чаще всего откликаются на предложения о работе редактором и копирайтером.

По запросу «редактор» hh.ru предлагает 18 вакансий без опыта с возможностью подработки. Лишь 7 из них напрямую связаны с редактурой.
Источник: hh.ru


Аналогичная ситуация развивается и в копирайтинге. Резюме, представленных на сайте рекрутингового сайта более тысячи.

Выходит, найти работу и вправду невозможно? Как преодолеть такую высокую конкуренцию на рынке труда? Здесь студенту-соискателю может помочь развитие дополнительных компетенций и готовность к гибридной работе.
Фото: sgu.ru


Помимо узкоспециализированных рабочих предложений новостные издания и иные компании размещают вакансии с требованием навыков, связанных с менеджментом и PR-ом. Многие вакансии требуют, помимо написания «продающих» и интересных текстов, знания в сфере продаж, рекламы и иногда даже психологии потребителя.

Катя
студентка 3 курса
О своей встрече с гибридной работой рассказала студентка 3-го курса «Медиажурналистики» Катя:

«Когда я нашла работу в редактуре, мне пришлось столкнуться с различными трудностями: как минимум, я не понимала, как внедрить свои знания в сферу соцсетей (ведь мои знания в большей степени базировались на новостных текстах). Первое время приходилось переучиваться: я пыталась приспособить свои знания к той деятельности, которую от меня требует работодатель».
Также эксперты отмечают: с течением времени печатные СМИ могут покинуть медиарынок. Их место займут интерактивные платформы и приложения, благодаря которым пользователь сможет настроить предпочитаемую ленту новостей и получать желаемый контент. При таком раскладе работодателям все чаще требуются специалисты, способные не только создавать материалы, но и работать с digital-форматами.

Помимо навыков, связанных с digital-сферой, в топ скиллов, наиболее востребованных на общем рынке труда, вошла работа с социальными сетями и медиа. Аналитики Forbes отмечают, что представители гуманитарной сферы должны обратить свое внимание на эту область.

Возвращаясь к вакансиям, которые были отобраны для этой статьи, можно сделать следующий вывод: многие компании обращают внимание на развитый набор hard-skills у соискателей. Работодатели готовы брать студентов, не имеющих опыта работы, однако обладающих рядом навыков в смежных областях.

Вот список востребованных на рынке труда скиллов, пользующихся спросом в сфере журналистики, редактуры и копирайтинга:

  1. Свободное владение иностранным языком (более того, работодатели, помимо английского, часто требуют второй иностранный язык: разброс варьируется от распространенных европейских до наименее популярных языков азиатских и латиноамериканских стран. Например, по сообщениям РБК, спрос на работников со знанием китайского возрос на 40%).

  2. Знания в области поиска, верификации и аналитики информации.

  3. Умение работать с фото и видеоматериалами и самостоятельно проводить съемки.

  4. Работа с соцсетями и понимание специфики написания текстов для Инстаграма*, ВК, Телеграмма и прочих ресурсов.

  5. Умение работать с визуальными редакторами и понимание принципов визуального представления информации.

  6. Работа с искусственными интелектом для оптимизации рабочего процесса.

Изменяющаяся реальность пугает многих. Однако развитие ряда дополнительных hard-skills поможет студенту-соискателю быть подкованным и готовым к работе во многих областях. Журналистика не стоит на месте, а это значит, что компетентный и разносторонний соискатель уже на 2-3 курсе бакалавриата сможет найти работу мечты.

*Instagram принадлежит компании Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?