12 ноября/ 2021
От идеи до реализации: студенческие стартапы в России
Авторы: Дария Шармина, Дина Елагина
Редактор: Екатерина Дзюба
Иллюстрации: Anton Kakhidze
Корреспонденты Libera! рассказывают о российских стартапах, которые разработали студенты.
Согласно ежегодному исследованию «Стартап Барометр», среднестатистический основатель стартапа — это 36-летний москвич с высшим образованием, который до запуска проекта имел свой собственный бизнес или уже работал в крупной компании. С молодыми стартаперами дела обстоят хуже: меньше всего среди участников опроса оказалось студентов — всего 7% предпринимателей в возрасте 18-25 лет. Это та отличительная черта, которая присуща многим стартапам в России, потому что изначально акцент в этом виде бизнеса ставился на молодой возраст создателей. Несмотря на все сложности, стартапы все еще остаются отличной возможностью начать свое дело, так как для их реализации чаще всего привлекаются сторонние инвесторы, искренне заинтересованные в продвижении интересной идеи. Так, например, недавно компания «Сбербанк» открыла платформу «SberUnity», основной задачей которой является создание связей между стартапами, венчурными инвесторами и крупными организациями. Эксперты банка предполагают, что до конца 2022 года к платформе должны присоединиться более пяти тысяч российских и иностранных компаний.

Одним из способов найти инвестиции и довести идею до проекта является краудсорсинг — технология, позволяющая начинающим стартаперам совместно прийти к решению возникающих проблем. В России такие проекты поддерживают многие крупные компании, такие как «Сбербанк», «Альфа Банк», «Сколково» и другие.

Также во многих вузах существуют стартап-студии, где эксперты помогают студентам дорабатывать и реализовывать их идеи, искать и вести коммуникацию с инвесторами, а в некоторых учебных заведениях студентам могут предоставить необходимое техническое оборудование для исследований.

В 2017 году в России был запущен проект «Стартап как диплом», суть которого заключается в том, что студенты получают возможность защитить диплом в форме собственного проекта. С 2021 года студенты уже начали сдавать дипломные работы в новом формате. Так, например, выпускница магистратуры Школы цифровой экономики ДВФУ Анастасия Храмцова продемонстрировала проект по разработке солнечного паруса для малых спутников. Парус помогает выводить космические аппараты на нужную орбиту за счет давления солнечного света, без использования двигателей. Анастасия вместе с командой получила первую инвестицию на развитие проекта от технопарка «Русский». Средства пойдут на усовершенствование прототипа модуля. В будущем планируется провести испытания на спутнике в реальных условиях. В Томском политехническом университете в 2021 году 48 студентов защищают свои стартап-идеи. Большая часть из них уже готова к выходу на глобальный рынок.

Несмотря на довольно большое количество возможностей и государственную поддержку, студенческие стартапы все еще не так популярны в России и распространены далеко не во всех сферах деятельности. Согласно опросу, проведенному студенткой Финансового Университета Москвы Дианой Тахоевой, стартапы больше распространены в технической сфере и сфере IT. Лишь 10% учащихся имели опыт участия в стартап-проекте, и только 3% смогли реализовать его в стенах вуза, а 7% — за его пределами. Одна из причин незаинтересованности студентов в открытии своего дела — отсутствие информированности о существующих возможностях, а также преобладание теоретической направленности обучения. Кроме того, по статистике, студентам не хватает поддержки от университетов и материальной мотивации для запуска собственного проекта.
Фото: Стартап-акселератор, Сколково 2021 г.
Некоторые международные компании поддерживают инновационные идеи студентов, инвестируя в реализацию самых креативных проектов. Одним из таких примеров является компания «Red Bull», которая ежегодно запускает «Basement» — мероприятие для студентов, позволяющее создать и развить свой проект с нуля. Путем голосования в каждой из 108 стран определяется победитель, который отправится на международный финал. В этом году прием заявок на участие завершился 24 октября. Участникам было необходимо отправить свою идею в формате минутного видео на английском языке или с субтитрами.

Авторами лучшей идеи 2020 года стала команда из Великобритании. Ребята создали инновационную стиральную машину Lava Aqua X, которая для своей работы повторно использует воду из душа. О создателях идеи написали в журнале «Forbes», а их разработку номинировали на Green Concept Avard. Сейчас команда работает над тем, чтобы вывести продукт на рынок.
Фото: Воркшоп Red Bull Basement, 2019 г.
Более того, некоторые университеты объединяются, чтобы дать возможность студентам начать свое дело. Один из примеров — инициатива EnergyHUB-startup competition, которая создана на базе объединения многих вузов Санкт-Петербурга. Они смогли привлечь таких крупных инвесторов, как «Газпром Нефть», «Baker Hughes», «Хевел», «Россети Ленэнерго» и «Отраслевой бизнес-акселератор Росатома». Компании планируют отбирать перспективные идеи и помогать студентам с их реализацией. Основная цель проекта — поддержка развития предпринимательства среди студентов, а главное преимущество — возможность участия стартаперов со всех уголков России. Финалисты смогут побороться за главный приз — один миллион рублей.
Что почитать еще?