4 мая/ 2023
Подкасты: почему они так популярны и что ждет их в будущем?
Текст: Даша Кузнецова, Маша Политенкова, Аля Прохоренко
Редактор: Ксения Гапонова, Диана Алексеева
Иллюстрации: Лариса Степанова
Последние статистические данные показывают, что подкасты, которые в среднем длятся 41 минуту, прослушивают как минимум на 90%. Но почему подкасты так популярны и что с ними будет в будущем?
Что происходит с подкастингом сейчас: цифры, статистика, тренды

По данным Яндекса самыми популярными темами подкастов являются следующие:
В десятку самых популярных направлений не попали темы «Кино и сериалы», «Нарратив», «Музыка», «Спорт», а также «Религия и мистика».

Об этой статистике нам в интервью рассказали Маруся и Глеб, создатели подкаста «Go учиться!»: «За последние годы русскоязычные подкасты начали стремительно развиваться. Стали появляться новые платформы ("Яндекс.Музыка", "VK музыка"), подкастеры стали больше вкладываться в свое дело, в конце концов, пришли большие рекламодатели».

Они также отметили, что бизнесы стали делать свои собственные подкасты: «"Деньги пришли" — проект "Альфа-Банка", "План Б" — проект "Тинькофф", "История любимых продуктов" — "Самокат".

Сейчас, спустя пять лет после того, как в России начали слушать подкасты, можно смело сказать, что они стали полноценной частью медиа. Каждый человек может найти подкаст на любой вкус: от научных новостей — "Голый землекоп" Ильи Колмановского до биографии главных женщин советского союза — "Советские дивы" студии подкастов "НОРМ".
Почему подкасты стали так популярны?

  • Режим многозадачности
В основном причина популярности подкастов заключается в том, что они экономят время слушателей. В Edison Research изучали места прослушивания подкастов и выяснили, что чаще всего люди слушают аудиоблоги дома, в дороге, во время прогулок или тренировок. Это значит, что слушатели одновременно выполняют как минимум две задачи, например, делают покупки и слушают. По результатам самые распространенные виды деятельности во время прослушивания подкастов — работа по дому, вождение автомобиля, приготовление еды.

  • Простой способ узнать новости
Согласно The Publisher's Guide to Podcasting, новостные подкасты — это переполненный рынок, уже занятый такими гигантами СМИ, как The Washington Post, Vox, The Guardian, The Economist и The New York Times. У последнего, кстати, более двух миллионов слушателей в день. Это неудивительно, ведь новости — вторая тема, которая больше всего интересует аудиторию (после музыки). Чтобы быть в курсе последних событий, люди обычно слушают подкасты в течение 24-48 часов после их загрузки. При этом 52% респондентов слушают подкаст полностью и 41% слушает большую его часть.

  • Развлекательная часть
Люди выбирают подкасты не только ради новой информации, но и чтобы развлечься. Музыка, еда, спорт, триллер и хобби — одни из самых популярных категорий подкастов. Также они интересны разнообразием форматов: интервью, беседы, ночные шоу, художественные и научно-популярные рассказы, а также видео и прямые эфиры.
    Будущее подкастинга

    • Инвестиции в подкастинг
    Подкаст стал инструментом для повышения узнаваемости бренда, сформировав положительный имидж, установив связь с аудиторией. В дальнейшем это привело к появлению потенциальных клиентов.

    Также подкасты — хорошая возможность для спонсорства.

    По исследованиям Nielsen, в 2019 году рекламные объявления в подкастах эффективнее по KPI, чем видео pre-roll, например, на Youtube. Также важная причина для инвестиций в подкасты — возможность охватить конкретные поколения (поколение Z и миллениалов) для продвижения рекламы.

    • Повышенный интерес к авторам
    Индустрия подкаста хоть и молодая, но скоро нас ждет борьба платформ за слушателей. В России этим активно занимается Яндекс. Он не покупают целые студии, а создает эксклюзивные подкасты в коллаборациях. Совместно со студией «Либо/либо», одной из самых известных в России, они сделали несколько проектов: «Истории русского секса», «Одно расстройство» и «Фермата. Разговоры о музыке».

    Представители новых площадок в России — «Мегафон.Подкасты»

    и Deezer в интервью рассказали о том, что также задумываются о запуске эксклюзивных шоу.

    • Создание экосистемы
    Мы уже упоминали о многозадачности подкастов, и этим они не похожи на видео. Такое качество помогает размещать подкасты на разных платформах, не прерывая прослушивание, сохраняя место, где слушатель остановился. Такая функция доступна в экосистеме Apple, но для этого необходимо быть пользователем гаджетов компании.

    Amazon внедряет в библиотеку Amazon Music раздел подкастов. Скорее всего это было сделано для пользователей умной колонки Amazon Echo.

    В этом тренде в России все также опережает бесшовная система Яндекс. Можно построить такую цепочку: начать слушать дома через «Яндекс.Станцию», продолжить в «Яндекс.Музыке» на телефоне, а закончить в дороге на «Яндекс.Драйве». В личном аккаунте сохранится информация о прослушанных эпизодах и актуальных подписках.

    • Влияние искусственного интеллекта
    Огромное разнообразие продуктов в сфере подкастинга создает одну из главных проблем — поиск качественного и подходящего контента для определенного пользователя. Для решения этой проблемы площадки обращаются к искусственному интеллекту. Spotify создает плейлисты с подкастами на основе ваших лайков и прослушиваний. Более того, разработчикам удалось внедрить систему, которая предсказывает, будете вы слушать музыку или подкасты, когда включаете стриминговый сервис. Подходящий плейлист будет выведен на главную страничку с 96% вероятностью.

    Пока большинство местных площадок еще недостаточно крупные, чтобы подключать искусственный интеллект. И даже в Apple Podcasts в нашем регионе пока недоступен соответствующий функционал. Яндекс собирает плейлисты «Подкасты недели» с помощью ИИ, но он не учитывает ваши персональные интересы.

    • Внимание к некрупным авторам
    Еще одна проблема уже со стороны создателей-непрофессионалов — как искать способы продвижения подкаста и заинтересовать рекламодателей? Для этого подкастеры с прослушиваниями эпизодов до десяти тысяч объединяются и создают подкаст-сеть. Они рекомендуют проекты друг друга в своих выпусках, обмениваясь аудиторией.

    В России подкаст-сетей почти нет. Однако в этом направлении двигаются Кристина Вазовски, студия «Либо/либо» и Brainstorm.FM. Также появилось «Творческое объединение подкастеров», в которое входят «Подкастеры», «Продажные подкастеры» и «Есть Разговор».
        Вам понравилась статья?
        Что почитать еще?