3 мая/ 2023
Подкастинг. История создания жанра
Текст: Даша Кузнецова, Маша Политенкова, Аля Прохоренко
Редактор: Ксения Гапонова, Диана Алексеева
Иллюстрации: Лариса Степанова
Подкасты — это контент, который мы можем скачивать и слушать онлайн. Главное отличие подкаста от радио — возможность выбрать жанр и тему, а также слушать в любое удобное время.
Все началось еще в конце XIX века, когда радио начало набирать популярность, и одновременно с этим стали появляться попытки взять эту сферу под контроль: жесткое регулирование, а точнее лицензирование вещания.

На сегодняшний день подкаст может быть частью средства массовой информации (если его выпускает зарегистрированное СМИ), и тогда на него распространяются требования закона о СМИ. Следовательно, распространяются и ограничения, предусмотренные для СМИ. На не зарегистрированные как средства массовой информации подкасты распространяются требования закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

С созданием всемирной паутины радиостанции продолжили набирать обороты. Так в 1993 году в Соединенных Штатах появилась первая передача, чье вещание было через интернет. Вместо привычного музыкально-развлекательного формата мир услышал нечто новое. Она называлась Internet Talk Radio и представляла собой еженедельное шоу, в котором ведущий Карл Маламуд общался с экспертами из разных областей в формате интервью. В выпусках обсуждалась наука, техника, развитие интернета и компьютерной индустрии.

Подкаст в нашем привычном понимании появится несколько позже, в начале 2000-х. Из-за создания форматов MP3, RSS, а также появления у компании Apple такого девайса, как iPod. На это устройство можно было скачивать музыку и те самые «подкасты» и слушать их в любое время, даже без интернета. Американец Адам Карри считается первопроходцем в обсуждаемой нами сфере, ведь именно он и придумал название от слияния двух слов «iPod» и «broadcasting».

Продвижению подкастов, точнее популяризации, мешало то, что аудиодорожку можно было скачать только через стационарный компьютер, заходя на специальный сайт или сервис. Лишь у владельцев техники Apple была возможность скачивать аудио-продукты через специальную программу Podcasts, выпущенную в 2012 году.
Подкастинг в России

Василий Стрельников в 2005 году стал первопроходцем в российском сегменте подкастинга. Да, до нас волна интереса к новому формату медиа дошла позже, что связано с более поздним развитием интернета, а также трудной адаптацией к новому. Однако Стрельников решил рискнуть и запустил свой подкаст-сервис RPod, который проработал целых десять лет. Еще до создания сервиса он делал «Пиратское радио» — личную радиостанцию в интернете, вещание которой велось прямо из его спальни. Подкаст стал островком свободы, потому что для выпуска своих аудио-шоу не требовалась лицензия или какое-либо дорогостоящее оборудование.

Вот как Василий Стрельников рассказывал об этом изданию «Правила Жизни»: «Философия была такая: если среднестатистический Ваня из Воронежа хочет выложить подкаст про то, как ему позвонили из военкомата, — это его право».

В итоге спустя 10 лет работы сервис Стрельникова закрылся, так и не успев стать по-настоящему востребованным.

Еще одной важной исторической вехой считается появление подкаста у Медузы*. Лишь за первые полгода после выхода первого подкаста, выпуски скачали более миллиона раз.

*Признано СМИ-иноагентом на территории РФ
«Мы не думали о том, что это может так повлиять на развитие рынка, — рассказывает Правила жизни Лика Кремер, бывшая глава отдела подкастов в „Медузе"* и сооснователь подкаст-студии „Либо/Либо". — Несколько сотрудников оставались после работы, чтобы экспериментировать с аудио, потому что верили в этот формат. И когда стало что-то получаться, технический отдел рекордными темпами запустил собственную подкаст-платформу, и по несколько раз в неделю мы стали повторять многомиллионной и очень лояльной аудитории: „Послушайте, подкасты — это круто!" Поэтому для многих сегодняшних слушателей подкастов в России подкасты „Медузы" стали первым опытом слушания. Но, конечно, в случившемся важную роль сыграло совпадение. Рынок подкастов был готов начать расти. Мы просто сделали нужную штуку вовремя»

*Признано СМИ-иноагентом на территории РФ
Не всю информацию разрешалось передавать по радиоволнам. Это подтолкнуло людей к созданию лазеек в обход лицензированию, так уже в середине двадцатого века в Дании появился проект «Radio Mercur», радиостанция, вещающая с морского судна, которая позволяла скрываться от властей из-за постоянных перемещений. Радиостанцию к ответственности призвать так и не удалось. А в США 1995 году вообще появляется первая радиостанция, вещающая только в интернете — NetRadio.
Монетизация

Подкасты — еще один источник для монетизации СМИ. «Основной доход интернет-радиостанциям и самостоятельным подкастерам приносит реклама. По результатам зарубежных исследований, примерно 63% слушателей подкастов покупают рекламируемые в них товары. Это внушительная цифра, в которую реально сложно поверить» — пишет автор статьи «История подкастов: полвека между пиратами и блогерами».

В России с получением прибыли дела обстоят сложнее, чем на Западе. Однако наличие постоянной аудитории гарантирует получение монетизации. Кроме продажи рекламы, можно также зарабатывать с помощью социальной программы Boosty, в которой слушатели могут отправлять деньги создателям проекта. Работает это так: слушатель оформляет платную подписку на понравившуюся станцию.

Вместе с тем создатели подкаста «Go учиться!» Маруся и Глеб говорят о том, что крупные компании проявляют интерес к подкастам, так как это относительно дешевая реклама и потенциальная возможность получить действительно заинтересованных в этой рекламе потребителей.



Вам понравилась статья?
Что почитать еще?