10 мая/ 2022
О пользе подкастов в образовании
Автор: Карина Панина
Редактор: Анжелика Подойницына
Иллюстрации: Nasim, tubik.arts
Аудиолекции делают обучение более разнообразным. Студенту легче усвоить информацию, когда работают сразу несколько типов памяти.
При условии прибавки аудитории Spotify может обогнать Apple Podcasts по количеству слушателей подкастов в этом году в США. Как известно, за последние годы Spotify купил несколько стартапов, связанных с подкастингом, а также заключил эксклюзивные контракты с известными авторами, в том числе с Джо Роганом и Мишель Обамой.

Понятие «Подкаст» произошло от английского слова «Podcasting», ставшего известным благодаря широкому распространению портативного медиаплеера iPod компании Apple. В термине сочетаются два слова «iPod» и «broadcasting» — специальный формат для аудио- и видеотрансляций, которые производятся в Интернете.

Подкасты отличаются от радиопрограмм тем, что они распространяются по Интернету. Авторам подкастов не нужна студия, достаточно найти тихое место и хороший микрофон — сесть поговорить со слушателями на любую актуальную тему и загрузить на онлайн-платформу.

Сегодня можно говорить о выделении трех функциональных типов развивающихся подкастов в России: образовательные или подкасты-лайфхаки, разговорные и/или развлекательные подкасты, информационные и аналитические подкасты.

В России обучение по подкастам пока что широко не распространено. Это связано с тем, что не все университеты имеют необходимое оборудование и не каждый преподаватель считает обучение по подкастам качественным. Cтуденты учатся в основном по книгам, конспектам и пояснениями педагога. Подкаст в нашей стране воспринимается больше как развлечение, нежели как образовательный источник. Однако некоторые преподавателю всё же практикуют такой метод обучения для студентов.

Подкасты делают обучение разнообразным. Студенту легче усвоить информацию, когда работают сразу несколько типов памяти.
Польза подкастов в образовании

Для того, чтобы включить в педагогический процесс любой новый метод, необходимо выделить его дидактические свойства и функции и соотнести их с целями и задачами, требующими решения. Российский учёный Е.С. Полат под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимает «основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики».
Преимущества применения подкастов в обучении:

  1. Медиакомпетентность. Подкаст выступает как носитель и передатчик информации в современном электронно-цифровом пространстве.

  2. Многофункциональность. Подкаст может быть в виде мини-лекции или в виде дополнительного обсуждения поднятой на лекции теме.

  3. Интерактивность. Студенты могут также записывать подкаст с преподавателем, высказывая свои мысли или решая то или иное задание. «Интерактивная деятельность предполагает взаимодействие, общение в диалоге, решение как общих, так и значимых для каждого участника по общению задач. При этом преподавателем должны быть созданы такие условия, при которых обучающийся будет видеть свои достижения, успехи, результаты».

  4. Возможность поразмышлять над услышанным материалом столько, сколько нужно студенту.

Кроме того, преподаватель может создать аудиосериал на тему, которая является важной в какой-либо дисциплине. Регулярное восприятие информации на слух может помочь в развитии речевых навыков.

Прослушивание подкастов может мотивировать студентов учиться еще больше. Во-первых, применяются современные технологии. Во-вторых, информацию можно прослушать неоднократно и подробно законспектировать. Таким образом, внесение новых способов обучения делает образование современным и интересным.
Наша редакция пообщалась со студентами и преподавателями РАНХиГС о том, слушают ли они образовательные подкасты.


Марк Суетин, студент направления «Медиажурналистика»

«Я чаще всего слушаю подкасты по Истории России. Да, они полезны. Перед экзаменом по истории включал, закреплял материал. Потом сдал экзамен на высокий балл. Мне информацию легче запоминать на слух.»


Екатерина Кузьминова, студентка направления «Реклама и связи с общественностью»

«Я слушаю подкасты, но только языковые. И то, они мне не помогают. Если, например, по ним учить новые слова, то да, возможно, толк есть. А вот с грамматикой сложнее — тут через подкасты не особо что поймёшь.»


Юлия Гаевская, студентка направления «Медиажурналистика»

«Я больше слушаю психологические подкасты. У нас есть в академии психология, часто по этому предмету задаются письменные работы. Подкасты, конечно, выступают хорошим дополнением к основному материалу, полученному в академии. Да, они помогают сдавать экзамены лучшe.»


Ольга Крапивина, преподаватель по дисциплине «Конфликтология»

«По подкастам, конечно, можно учиться. Однако нужно понимать, что не у каждого человека хорошо работает слуховая память. Традиционное обучение "преподаватель-ученик в аудитории" всегда работало лучше, нежели обучение какими-то онлайн-способами. Преподавателю всегда комфортнее работать с учеником лично. Так мы видим, понимают ли студенты материал, который мы им даём, или нет.»

Запись подкаста имеет определенную специфику, которую необходимо соблюдать преподавателю для подачи материала. Эффективность подкастов в образовании зависит не только от того, как он записан, но и от способностей студента воспринимать информацию на слух.

Новая информационная технология «подкастинг» может иметь хорошую перспективу в образовании. Подкасты можно легко загрузить на телефон и слушать в любом удобном месте и в любое удобное время. Они могут быть удобны тем студентам, которые пропускают аудиторные лекции, но хотят при этом изучить пройденный материал. Однако не стоит полагаться на подкаст как основной источник образования. Личное общение с преподавателем и присутствие на лекциях было и остается самым эффективным способом обучения. Подкаст может выступать только как вспомогательный элемент и лишь давать дополнительную информацию студенту.
Что почитать еще?