Но если разделить силовиков, то это приведет к их грызне друг с другом, а не с преступностью? Силовики и без того конфликтуют друг с другом. Только в отличии от США, где притчей во языцех стал конфликт местных копов и ФБР, силовики в России конфликтуют не за полномочия в расследовании дел и соответствующие бенефиты в их раскрытии, а за контроль над экономическими активами и политическим ресурсом. В этом контексте нельзя не
упомянуть пресловутое дело ЮКОСа, ставшей одной из первых побед «лубянских» над остальными силовиками, особенно МВД во главе с Рушайло. К кейсам этого же порядка относится знаменитое дело «Трех китов», иллюстрировавшее конфликт таможенной службы, прокуратуры и ФСБ. Отдельным примером служит «игорное дело» 2011 году, столкнувшее Генпрокуратуру, Следственный комитет и МВД.
Все это говорит о латентной холодной войне между силовиками, (что, впрочем
не мешает ей часто перерастать в «горячую» жертвами среди гражданских) ведущейся за кулисами публичной политики и влекущей издержки для всего российского общества.
Почему силовики должны ограничивать себя в применении насилия, это же их работа? На самом деле, толерантность к насилию среди силовиков вредит прежде всего им самим. Социальные практики, применяемые к рядовым гражданам, экстраполируются на личный состав сотрудников правоохранительных органов. Следствием этого
является катастрофический уровень самоубийств среди силовиков и прежде всего полицейских. Помимо этого, большая часть силовиков лишена какой бы то ни было защиты от правонарушений со стороны начальства. Как отмечается главой независимого профсоюза полиции Владимира Воронцова (ныне содержащегося в СИЗО по
фабрикуемым делам) нередки случаи внутреннего вымогательства, практики коллективной ответственности и принуждения к совершению правонарушений.
И что же со всем этим делать? Большая часть экспертов сходится во мнении, что децентрализация полицейского аппарата является необходимым условием уменьшения уровня насилия в российском обществе. Подчинение полиции местным муниципальным органам власти поможет избавиться от архаичной практики АППГ (аналогичный период прошлого года) и «палочной системы», создающих насилие за счет «преступлений без жертвы», план раскрываемости которых требует центральное министерское руководство от областных и прочих отделов внутренних дел. Раскрываемость является краеугольным камнем всех силовых ведомств. Работа над сложными тяжкими делами требует больших трудо/времязатрат, когда как найти и доказать преступление в сети по 282, 280, 148 и прочим спорным статьям УК дело нехитрое и сразу улучшающее показатели отдела для людей «наверху». Стоит оговориться, что как отмечает глава правозащитной организации Агора Павел Чиков, децентрализация полицейской системы не имеет смысла без расширения полномочий местных органов самоуправления и реформы налоговой системы.
Но ведь децентрализация приведет к сращиванию местной полиции и криминалитета? Во-первых, по словам социолога Кирилла Титаева преступное сращивание полиции уже происходит с крупными федеральными структурами. От вышестоящего начальства легче скрыть нарушения, чем от местных надзорных органов.
Во-вторых, здесь снова стоит вспомнить Дугласа Норта. В его работе описано, что одним из способов перехода к системе открытого доступа является размывание коалиции элит за счет включения в неё новых игроков. Таким образом, при снижении доли выгоды каждого участника коалиции у элит появится запрос на решение конфликтов правовым путем вместо эксплуатации личных связей, которых не всем уже будет хватать. На основе этой концепции можно выработать систему сдержек и противовесов, создав автономные полицейские структуры на разных уровнях подчинения. Конфликт муниципальных и региональных полицейских органов будет балансировать объем продуцируемого ими насилия.
В-третьих, сращиванию силовых органов с любыми другими структурами призван препятствовать институт выбора шерифов, распространенный в США и обеспечивающий эффективность и независимость полиции на окружном уровне. Выборность органов власти так же свойственна системам открытого доступа. Практика выборов повышает вовлеченность граждан в обеспечение безопасности на локальном уровне, а вероятность не быть переизбранным на новый срок служит для шерифов дополнительным дисциплинирующим фактором.
Зачем постоянно приводить в пример США?
По утверждению правозащитника Павла Чикова, не стоит рассматривать ни один зарубежный механизм работы полиции, как готовую формулу. Ошибка полицейской реформы 2010 года как раз и заключалась в создании карго-культа вокруг западного образа полиции, когда как в реальности изменения были не слишком значительны. В США хватает реальных проблем в полиции. Их уровень полицейского вооруженного насилия порой переходит все границы, а пенитенциарная система является однозначно одной из худших в мире. Но это не значит, что не стоит заимствовать и адаптировать лучшие элементы иностранных систем.
Да, проблема в самих полицейских, тут уже ничего не изменишь! Совсем наоборот, в среде полицейских масса людей, искренне желающих служить людям. Но текущие институты создают стимулы при которых становится выгодно занижать количество возбуждаемых дел (отсюда отказы в принятии заявлений) и завышать количество раскрытых с применений не всегда законных практик. Выходом из этой ситуации, помимо всего прочего, может стать введение института независимых опросов домохозяйств, то есть использовать данные не только номинально регистрируемой преступности.
Помимо этого, «омбудсмен полиции» Владимир Воронцов предлагал действовать по примеру реформы полиции Саакашвили в Грузии 2004 года. Атмосферу порядка и открытости помогают поддерживать прозрачные стены зданий полицейских участков и прямая трансляция с камер во всех частях здания на мониторы в холле.
Немаловажным элементом общественного контроля над насилием станет институт независимых общественно наблюдательных комиссий. ОНК существуют и сегодня, но в основном собирается из бывших силовиков самими полицейскими ведомствами. Иногда добросовестным их представителям удается пробиться к задержанным для решения их проблем, зачастую только ОНК и оказывает необходимую поддержку. Но несоблюдение принципа - система не должна оценивать сама себя, не дает ОНК работать достаточно эффективно.
Следующим шагом к минимизации насилия может стать демилитаризация полиции. Высокий уровень военизированности, по мнению социолога Института проблем правоприменения Кирилла Титаева, создает особую культуру высокой терпимости к насилию, свойственную закрытым мужским сообществам. Кирилл Титаев описывает реформу вооруженных сил конца девяностых, когда появление новых гражданских подразделений министерства обороны существенно снизило объем насилия. Этот эффект объясняется культурой стыда, создаваемой носителями морали отличной от стандартной воинской этики.
Если все так просто, то почему этого еще не произошло? К сожалению, все совсем не так просто. Проблема насилия со стороны правоохранительных органов коренится в самой сути авторитарной модели правления. Пользуясь понятийным аппаратом экономистов Дарона Асемоглу и Джеймса Робинсона, в России преобладают экстрактивные институты вместо инклюзивных. Другими словами, элиты пользуются властью прежде всего для извлечения административной ренты, политическая власть нередко сращена с экономической, а органы правопорядка часто заняты в так называемом «силовом предпринимательстве» – феномене продажи силовиками ресурса псевдо-легального насилия, описанном в одноименной работе экономиста Вадима Волкова.
Немаловажным остается и то, что описанные реформы направлены против интересов множества текущих служащих органов внутренних дел. Повышение качества управление неизменно влечет сокращение штатов. Это лишает занятости огромное число людей, имеющих оперативный или даже боевой опыт из чего следуют очевидный рост преступности. Вариантами решения этой проблемы могут стать переход к полностью контрактным вооруженным силам или легализация частных военных компаний, создающих спрос на рынке готовых к насилию людей. Однако, это само по себе является отдельным проблемным полем.
Так или иначе, ключом к комплексному разрешению всех описанных проблем может стать только постепенный демократический транзит, федерализация власти и радикальное преобразование судебной системы.