Кастовая система в Индии
Система варн в Индии формировалась на протяжении тысячелетий, начиная со времен ведической эпохи (1500 до н. э.
— 500 до н. э.). Индийское общество было разделено на четыре касты, которые приписывались в зависимости от рода занятий, наследуемого статуса и способностей. В рамках исторических предпосылок имеют значение только две из них:
1. Брахманы (жрецы и ученые) — верховная каста, ответственная за руководство духовной и религиозной сферами жизни общества. Их обязанности включали выполнение религиозных обрядов и ритуалов, принесение жертвоприношений, чтение Вед (священное писание — прим. авт.) и учение.
2. Кшатрии (воины и знать) — каста правителей, командиров и общественных деятелей, которые занимались управлением государства, ведением военных действий и развитием культуры.
Между брахманами и кшатриями нередко возникали противоречия и конфликты из-за борьбы за власть: де-юро
— правители главнее и важнее, но де-факто
— жрецы находились на вершине социальной иерархии.
Исторические предпосылки появления буддизма
С середины I тысячелетия до н. э. в Индии возник кризис старой ведической религии, которую десятками веков практиковали брахманы. Наступил переломный момент. Это выразилось в появлении новых, неортодоксальных и аскетических движениях, так называемых шраманов
— аскетов, подвижников и странствующих философов. Они отвергали авторитет брахманов и священных Вед, ставили своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Возникновение альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом, а также с противоречиями между брахманами и кшатриями.
Шраманы (странствующие монахи, аскеты) и шраманские движения (отречение от мира и поиск духовных истин) сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего, от них идет традиция свободного философского диспута. Если упанишады только провозглашали и обсуждали метафизические истины, то шраманы обосновывали и доказывали их. Одним из таких шраманов (на языке Пали
— «саманов») и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.
Будда, его становление и деятельность
Будда Шакьямуни родился в 563-483 годах до н. э. в небольшом государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала). Его отец
— царь Шуддходана из древнего царского рода Бодхисаттва. По преданию, мать философа, царица Махамайя, увидела сон, что «в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями», и поняла, что зачала великого человека. Проходя через рощу саловых деревьев в дом своих родителей, Махамайя почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который «
вышел из ее чрева через бедро», «младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей и богов». При рождении, мальчика назвали Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама
— его фамильное имя, Сиддхартха можно перевести как «Полностью Достигший Цели».
Царь желал, чтобы его сын стал наследником престола, поэтому Гаутама провел большую часть своей жизни во дворце, отгороженном от внешнего мира. Однако однажды философ случайно увидел похоронную процессию за стенами дворца и это привело к тому, что его жизненная позиция резко изменилась. Он осознал, что все люди, включая его самого, смертны, и ни богатство, ни знатность не могут изменить этого факта.
Через 10 лет он ушел из дворца странствовать, начал вести аскетичный образ жизни. Присоединяясь к разным шраманским группам, слушал их учения, но ничьим приверженцем не стал, предавался суровой аскезе и «умерщвлению плоти»
— полному отказу от еды (степень его истощения была такой, что при касании живота он пальцем ощущал позвоночник). Это не принесло ему просветления. Сиддхартха решил остаться в одиночестве и сел под баньяновым деревом, приняв клятву не сходить, пока не достигнет просветления и не обретет истину. Достигнув нирваны, Сиддхартха Гаутама «исчез», и в мире появился Будда (в переводе с санскрита
— «пробужденный», «просветленный»).
Философия или все же религия?
Во времена жизни Будды его учения считались философскими
— они не могли быть религией, так как Гаутама Будда
— не Бог. После его смерти, люди обожествили его учения и сделали своей религией. Тем не менее, учение Будды не предусматривает веры в Бога или божественную сущность. В буддизме нет Бога-Творца, философ отвергал идею личностного создателя и вместо нее использовал понятие космогонической идеи общего сознания.
В буддизме также отсутствует практика молитв
— они заменены медитациями и созерцанием. Основу буддийского учения составляет философская и практическая система, которая направлена на поиск и устранение страданий и на раскрытие внутреннего потенциала каждого человека
— разрыв колеса Сансары и достижение Нирваны.
Особенность буддизма заключается в том, что он не сформулирован в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанным на всех без исключения людей. Сами буддисты называли свою религию «Буддха Дхарма»
— учение Будды. Также буддизм не требует, чтобы его практикующие отрекались от своей религии в пользу буддизма
— буддистские практики могут дополнять основные религиозные убеждения, а не заменять их полностью.