8 июня/ 2023
Тайна буддизма: религия без богов
Текст: Анна Тарасенко
Редактор: Александра Финаева
Иллюстратор: Лариса Степанова
Хотя буддизм известен как одна из основных религий, его изначально можно было отнести скорее к философскому учению, чем к конкретной вере. Рассмотрим причины, почему буддизм считается философской и практической системой, а не религией.
Кастовая система в Индии

Система варн в Индии формировалась на протяжении тысячелетий, начиная со времен ведической эпохи (1500 до н. э. 500 до н. э.). Индийское общество было разделено на четыре касты, которые приписывались в зависимости от рода занятий, наследуемого статуса и способностей. В рамках исторических предпосылок имеют значение только две из них:

1. Брахманы (жрецы и ученые) — верховная каста, ответственная за руководство духовной и религиозной сферами жизни общества. Их обязанности включали выполнение религиозных обрядов и ритуалов, принесение жертвоприношений, чтение Вед (священное писание — прим. авт.) и учение.

2. Кшатрии (воины и знать) — каста правителей, командиров и общественных деятелей, которые занимались управлением государства, ведением военных действий и развитием культуры.

Между брахманами и кшатриями нередко возникали противоречия и конфликты из-за борьбы за власть: де-юро правители главнее и важнее, но де-факто жрецы находились на вершине социальной иерархии.


Исторические предпосылки появления буддизма

С середины I тысячелетия до н. э. в Индии возник кризис старой ведической религии, которую десятками веков практиковали брахманы. Наступил переломный момент. Это выразилось в появлении новых, неортодоксальных и аскетических движениях, так называемых шраманов аскетов, подвижников и странствующих философов. Они отвергали авторитет брахманов и священных Вед, ставили своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Возникновение альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом, а также с противоречиями между брахманами и кшатриями.

Шраманы (странствующие монахи, аскеты) и шраманские движения (отречение от мира и поиск духовных истин) сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего, от них идет традиция свободного философского диспута. Если упанишады только провозглашали и обсуждали метафизические истины, то шраманы обосновывали и доказывали их. Одним из таких шраманов (на языке Пали «саманов») и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.


Будда, его становление и деятельность

Будда Шакьямуни родился в 563-483 годах до н. э. в небольшом государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала). Его отец царь Шуддходана из древнего царского рода Бодхисаттва. По преданию, мать философа, царица Махамайя, увидела сон, что «в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями», и поняла, что зачала великого человека. Проходя через рощу саловых деревьев в дом своих родителей, Махамайя почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который «вышел из ее чрева через бедро», «младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей и богов». При рождении, мальчика назвали Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама его фамильное имя, Сиддхартха можно перевести как «Полностью Достигший Цели».

Царь желал, чтобы его сын стал наследником престола, поэтому Гаутама провел большую часть своей жизни во дворце, отгороженном от внешнего мира. Однако однажды философ случайно увидел похоронную процессию за стенами дворца и это привело к тому, что его жизненная позиция резко изменилась. Он осознал, что все люди, включая его самого, смертны, и ни богатство, ни знатность не могут изменить этого факта.

Через 10 лет он ушел из дворца странствовать, начал вести аскетичный образ жизни. Присоединяясь к разным шраманским группам, слушал их учения, но ничьим приверженцем не стал, предавался суровой аскезе и «умерщвлению плоти» полному отказу от еды (степень его истощения была такой, что при касании живота он пальцем ощущал позвоночник). Это не принесло ему просветления. Сиддхартха решил остаться в одиночестве и сел под баньяновым деревом, приняв клятву не сходить, пока не достигнет просветления и не обретет истину. Достигнув нирваны, Сиддхартха Гаутама «исчез», и в мире появился Будда (в переводе с санскрита «пробужденный», «просветленный»).


Философия или все же религия?

Во времена жизни Будды его учения считались философскими они не могли быть религией, так как Гаутама Будда не Бог. После его смерти, люди обожествили его учения и сделали своей религией. Тем не менее, учение Будды не предусматривает веры в Бога или божественную сущность. В буддизме нет Бога-Творца, философ отвергал идею личностного создателя и вместо нее использовал понятие космогонической идеи общего сознания.

В буддизме также отсутствует практика молитв они заменены медитациями и созерцанием. Основу буддийского учения составляет философская и практическая система, которая направлена на поиск и устранение страданий и на раскрытие внутреннего потенциала каждого человека разрыв колеса Сансары и достижение Нирваны.

Особенность буддизма заключается в том, что он не сформулирован в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанным на всех без исключения людей. Сами буддисты называли свою религию «Буддха Дхарма» учение Будды. Также буддизм не требует, чтобы его практикующие отрекались от своей религии в пользу буддизма буддистские практики могут дополнять основные религиозные убеждения, а не заменять их полностью.
Экспертное мнение
Своим мнением поделился с нами Максим Гамалей, доцент кафедры международной политики и зарубежного регионоведения РАНХиГС.
Максим Гамалей
Преподаватель РАНХиГС
Почему буддизм стал религией?

«Какого-то точного ответа на этот вопрос нет. Но можно с уверенностью сказать, что это связано с развитием современных представлений о мире. Если обратиться к европейскому контексту, то здесь, с одной стороны, по мере рационализации картины мира, оформилось представление о «религиозном», как области жизни отделенной от чего-то «светского». Это произошло примерно к середине XVII в. Ранее данное понятие выражало качество верующего, а не определяло институт общественной жизни и культуры. О существовании же буддизма были осведомлены еще эллинистические и древнеримские авторы, но близкое знакомство началось в XVI столетии по мере проникновения европейцев в Азию. Большой вклад в знакомство Западного мира с буддизмом внесли миссионеры Общества Иисуса, которые действовали на всей подвластной Португалии и Испании территории — от Нового света до Японии. В Индии, Юго-Восточной и Восточной Азии они познакомились с буддизмом и буддистскими общинами. Но подчиненные логике своего времени описывали мир в тех категориях, которые были им доступны. Поэтому и буддизм, и синтоизм, и многие иные традиции были определены как религии».


Различия между философской и религиозной практиками в буддизме

«В буддизме нет таких отличий между философией и религией, какие могли бы его отличать от других систем, допускающих подобные деления своих практик. Христианская религия легко отличима от христианской философии. Священный и богословский текст вы никогда не перепутаете с философским текстом, опирающимся на догматы христианского вероучения. Можно попытаться кратко изложить различия буддистской философии и религиозной практики. Буддизм, как учение, не допускает существования души и абсолютного идеала, являющегося носителем творческих сил и моральных истин. Не знает он и веры в сверхъестественное, в особую природу Будды Шакьямуни — основателя учения. Это планомерное, четко структурированное следование пути личного освобождения от аффектаций феноменального мира, которое указано человеком, первым его постигшим. Именно таким и мыслится исторический Будда. В «религиозной» же практике буддизма встречаются ритуализированные формы почитания, обращения с молитвами о заступничестве к существам-помощникам (бодхисатвам), демонстрация чудес и формализованные жертвоприношения. Как разнообразен мир буддистских школ, так и разнообразен мир свойственных им практик».
Мнение «изнутри»
Роман Файншмидт
Преподаватель РАНХиГС
В чем особенности становления буддизма как религии?

«Буддизм не всегда вписывается в традиционное понимание религии, например, тем, что она (религия прим. авт.) является нетеистической. В то же время следует помнить, что сам буддизм внутри неоднороден: одни школы и течения могут быть больше сосредоточены на практике и философии, а другие на соблюдении обрядов».


Роль философии в буддизме сегодня

«Буддизм в принципе рассматривается в качестве достаточно современной религии, например, не отрицающей прогресс, что, можно предположить, является результатом сильной философской составляющей буддизма. Именно размышления Будды (не полученные от кого-либо свыше) привели к формулированию 4 постулатов (например, касательно природы страдания человека). Кроме того, в отличие от авраамических религий буддизм не основан на вере в сверхъестественное и божественное и концентрируется на поиске истины через наблюдение, рефлексию и медитацию. При этом в буддизме можно обнаружить акцент на самопросвещение и самопознание с достаточно негативным восприятием веры в авторитеты. Отдельно можно выделить учение о карме и причинно-следственную связь между совершаемыми поступками и страданиями».


Влияние буддизма на культуру и обычаи в Индонезии

«Буддизм является одной из 6 официально признанных религий в Индонезии и около 2 миллионов жителей страны официально являются буддистами (в Индонезии религиозная принадлежность фигурирует во многих документах, в том числе и в национальном ID аналоге российского внутреннего паспорта). Это 4-я по численности религия в стране после ислама, протестантизма и католицизма (в Индонезии католицизм и протестантизм рассматриваются в качестве различных религий). В истории Индонезии можно найти государство Шривиджая (конце I тысячелетия н. э.), культурно-религиозной основой которого был буддизм (прежде всего, ваджраяны). Кроме того, главными архитектурными достопримечательностями Индонезии являются буддистские храмы Прамбанан и Боробудур. Отдельного внимания заслуживают буддистские фестивали. Для буддистов главным днем является праздник Весак (в этот день отмечают рождение, просветление и смерть Будды Шакьямуни — прим. ред.), который отмечается в мае-июне (в этом году 4 июня) и в течение которого последователи буддизма посещают храмы и образовательные центры, медитируют, а также раздают пищу и одежду нуждающимся. Не следует также забывать о представленных в Индонезии буддистских образовательных центрах и монастырях, прежде всего, на острове Ява».


Тенденции развития и популяризации буддизма в Индонезии и на мировой арене

«Согласно демографическим прогнозам, буддизм в ближайшие десятилетия испытает значительное сокращение адептов, поскольку в странах в Восточной и Юго-Восточной Азии, где он широко представлен, ожидается замедление роста (Мьянма, Вьетнам) или даже сокращение числа населения (Япония, Китай, Таиланд). Кроме того, в таких государствах, как Таиланд, где буддизм находится в привилегированном положении (не путать со статусом государственной религии), уже имеют место тенденции к более критическому отношению к буддизму (и религии в целом), особенно в среде молодежи.

В Индонезии также можно ожидать сокращение числа адептов буддизма, поскольку в основном он популярен в среде индонезийских китайцев, у которых рождаемость в среднем ниже, чем у представителей других этнических групп».
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?