4 июля/ 2023
Востребованная профессия, хорошие деньги и свобода творчества: интервью с графическим дизайнером
Текст: Полина Горетая
Редактор: Василиса Мирошникова
Профессия графического дизайнера стремительно набирает популярность. Мы решили поговорить с Дарьей Спигиной — специалистом в этой сфере. О плюсах и минусах профессии, заработной плате и работе на фрилансе читайте в материале.
Дарья Спигина
Фото: личный архив
Личный путь: от архитектора до графического дизайнера

Полина Горетая: Даша, как ты своими словами рассказала бы, что такое «быть графическим дизайнером»? Правда ли, что графический дизайнер — это работа мечты?

Дарья Спигина: Начну с того, что я случайно стала графическим дизайнером. Я не училась специально, но в архитектурном университете уже работала в программах для графического дизайна. Этим программам можно обучиться самостоятельно. Когда устраиваешься на работу по этому профилю или работаешь с заказчиками на фрилансе, никогда не спрашивают «корочку» об образовании. Скорее, просят показать портфолио. Мне не нравится, когда говорят, что графическому дизайну можно научиться легко и быстро, это снимает ответственность за то, чтобы учиться, работать, практиковаться. Это не тот путь, где ты начал и сразу всё круто получилось. В любом случае нужно трудиться, учиться и стараться.

П. Г.: Как ты пришла в профессию, что побудило оставить архитектуру?

Д. С.: Наверное, меня побудил поиск работы после окончания университета. Я до сих пор не уверена на 100%, что никогда не буду работать архитектором. Просто в архитектуре, которая мне нравится, я сейчас не вижу для себя места. После университета я месяц работала в администрации архитектурного отдела и поняла, что это не мое. Там было много работы с документами, мало творчества. Я уволилась и попробовала начать работать на фрилансе. Во время учебы в университете у меня были случайные заказы, потому что все знали, что я рисую, что-то делаю в компьютере. И иногда просили: «Ты можешь мне сделать свадебное приглашение? Можешь сделать сертификат?» Пару раз сделаешь — узнают другие, и вот тогда я подумала, что могу попробовать взять заказы.
Работа по найму VS фриланс

П. Г.: Ты работала в ИКЕА. Эта компания считается одним из лучших работодателей: корпорация с европейскими стандартами качества, удобствами и бонусами для сотрудников. Для тебя ИКЕА — работодатель мечты?

Д. С.: Если бы я хотела работать в найме и не имела амбиций для самостоятельного развития, то я бы выбрала ИКЕА. У меня даже были такие мысли: «Вот это да, а такое вообще бывает? Работа может так хорошо быть организована?» Там действительно хорошее отношение к сотрудникам. Соблюдаются все регламенты. Еще мне кажется классным, что в ИКЕА достаточно жесткий отбор сотрудников. Весь коллектив подбирается из людей, у которых схожи ценности, которые осознанно относятся к экологии, труду, времени, к другим людям. Однако зарплата в ИКЕА просто средняя по региону.

П. Г.: Как решиться уйти со стабильного места во фриланс? Ведь для многих это волнительно и даже страшно. Ты была решительно настроена или долго сомневалась?

Д. С.: Я работала в ИКЕА три месяца, но для меня это большой опыт. Там была очень насыщенная работа. Наверное, два месяца я думала: «Уволиться мне или нет?» Я работала дизайнером торгового пространства. Занималась оформлением выставочных интерьерных зон в магазине. В ИКЕА не приходит всё «сверху», то есть нет такого, что интерьер спустили из Швеции и мы в Самаре всё поставили, как нам сказали. В каждом городе работает команда дизайнеров. Мне не нравилось ездить каждый день на работу к 8 утра, не нравилось ощущение, «а я что, всегда буду здесь работать?» Рутина рождает во мне чувство обреченности, что ничего не поменяется. Моя формула удовлетворенности жизнью: 20% стабильности и 80% новизны.

П. Г.: Ушла, когда уже были заказчики, или начинала работать в графическом дизайне с нуля?

Д. С.: Уже в найме я вела Instagram* в любительском формате, не как эксперт. Делилась локациями природы, крутыми интерьерами, кофейнями, ресторанами в Самаре. Уже тогда была какая-то аудитория. Я начала выкладывать то, что меня просили сделать: сертификаты, приглашения. Я их делала, фотографировала, чтобы кто-то другой увидел и тоже заказал. Я даже распечатала несколько свадебных приглашений воображаемых пар. Меня мотивировало, что вот такой маленький заказ на свадебные приглашения я могу выполнить за 2 часа и «отбить» день своей работы в ИКЕА. То есть 8 часов в ИКЕА = 1-2 часа дома за ноутбуком. Я приезжала вечером после работы и выполняла заказы. Вот эти 20% стабильности тогда заключались для меня в том, чтобы, работая в ИКЕА, взять себе заказов на сумму моей зарплаты там. Я делала это, чтобы позволить себе спокойно уволиться.

П. Г.: В чем разница между работой на компанию и на себя? Какие плюсы и минусы фриланса?

Д. С.: Главная разница в перспективах. Во фрилансе я видела и вижу для себя больше возможностей развития, в том числе и финансового. Еще одна разница — никуда не надо ездить и просыпаться в 8 утра. На фрилансе трудности будут у людей, которым сложно себя самоорганизовать. Ты проснулся, и тебе никто не даст работу. Ты сам должен найти себе её, ведя экспертный или личный блог, выкладывая портфолио. На фрилансе ты «мини-организация»: сам ищешь заказы, сам делаешь работу, сам о ней рассказываешь. Но для меня это больше плюс, и минусы мне вообще сложно представить, потому что я очень домашний человек и меня не напрягает, что я не каждый день выхожу в общество. Здесь всё индивидуально.
Сколько зарабатывают графические дизайнеры

П. Г.: Графический дизайн — это про творчество или про легкое зарабатывание денег?

Д. С.: Больше про творчество. Я могла пойти в дизайн интерьеров, что тоже смежно с архитектурой. Там больше работы с чертежами, расчетами. А графический дизайн — это больше про концепцию, идею, брендинг. Я больше люблю придумывать, генерировать визуальные идеи. Однако возможность зарабатывать на графическом дизайне — это тоже важно. Мне кажется, что, имея навыки самопрезентации, продвижения и продаж, можно любое творчество монетизировать, если вам это нравится.

П. Г.: Какой средний заработок у состоявшегося графического дизайнера, и есть ли потолок?

Д. С.: Есть разница: ты работаешь в найме или на фрилансе. Я не работала дизайнером в найме и не могу точно сказать порядок зарплат, но мои хорошие знакомые получали 70-100 тыс. рублей. Для региона это очень хорошая зарплата. Ещё всё зависит от самой компании и от уровня дизайнера (стажер или опытный специалист). Зарплата может варьироваться от 30 до 100 тыс. рублей. Если вы работаете на себя, то здесь уже от нуля рублей и до пределов личных возможностей. Работая во фрилансе, ты не видишь потолок, потому что всегда есть перспективы для развития. Можно повышать прайс на свои услуги или же заняться делегированием, открыть свою студию или уйти в обучение и наставничество.
Успехи в карьере: авторский курс и лучшие работы

П. Г.: Ты ведешь авторский курс по обучению графическому дизайну с нуля. У тебя много учеников, отличные отзывы. Чем твой курс отличается от тех, которые предлагают крупные платформы?

Д. С.: Мой курс — это больше про личный контакт с наставником, которого ты уже заранее знаешь по личному блогу. Человек, который ко мне приходит на обучение, заочно знает мою манеру речи, характер. Подбираются люди, которым легко со мной общаться, они уже мне доверяют. Мне кажется, что такие люди лучше усваивают информацию, поданную мной, потому что они пришли на конкретного спикера. На курсе у меня небольшие группы, где я с каждой девочкой (у меня не было ни одного парня на обучении) общаюсь лично. У меня 99% проходимости курса до конца, потому что я могу лично спросить у человека, когда он присылает задание: как у него дела, что у него не получается, провести созвоны. У меня больше про контакт человек-человек, а не платформа-человек.

П. Г.: Какими собственными достижениями в графическом дизайне на сегодняшний день ты гордишься?

Д. С.: Вообще, мне всегда нравятся мои работы. Мне кажется, это достигается как раз выстраиванием самопрезентации через блог и контент. У меня нет «холодных продаж», ко мне не приходят люди со стороны, которые не знают меня и мои работы. Получается такой «match»: люди приходят за тем, что им надо, и я делаю то, что хочу. Из последних проектов мне нравится брендинг, который мы сделали для «VAROVA WEDDING». Это был проект, который немного изменил стилистику, в которой я работаю, потому что он был более дерзким, ярким, смелым. До этого все было более классическим, спокойным, элегантным. Еще мне очень нравится проект самарского кейтеринга «VKUSNOTECA». Я делала для него фирменный стиль, логотип, полиграфию. Там мы работали комплексно: я, мой муж Артем в качестве фотографа и наша подруга, которая сделала сайт. Последний проект, который мне нравится, — школа английского «The School». Его тоже делала совместно с подругой веб-дизайнером, получился яркий проект.
Напутствие начинающим графическим дизайнерам

П. Г.: Какими качествами должен обладать графический дизайнер?

Д. С.: Визуальной и смысловой насмотренностью, начитанностью, нужно собирать много разной информации, чтобы потом генерировать и выдавать что-то новое. Новое рождается из того, что ты впитал в себя ранее. Графический дизайнер должен быть любознательным и, если мы говорим о фрилансе, обладать организованностью, усидчивостью.

П. Г.: Какие бы ты могла дать 3 совета для начинающих графических дизайнеров?

Д. С.: Если уже прошли обучение, то практиковаться, не бояться и на практике уже получать больше новых знаний. Если у тебя уже есть практический опыт, то работать с наставником, найти человека из сферы, пойти конкретно к нему за опытом. Еще один совет — нетворкинг, больше общения с людьми из профессии или из смежных сфер: с копирайтерами, веб-дизайнерами. И, конечно, развивать навыки самопрезентации и продаж, это всегда будет полезно.

*Компания Meta Platforms Inc. признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?