Насколько преподаватели подстраиваются и сокращают уже заранее составленные материалы, рассчитанные на более долгие пары? Как много времени и денег студентов уходит впустую? Насколько в целом преподаватели вынуждены подстраиваться под формат дистанционного образования, какими методами они удерживают аудиторию, и в чем, с точки зрения преподавателей, ключевые отличия онлайн формата от оффлайн?
Мы провели опрос среди студентов нашей академии. Результаты показали, что большинство обучающихся абсолютно не расстроились, когда узнали о нововведении. Вторым по популярности был ответ о том, что студенты вовсе не заметили никакой разницы. Конечно, увеличенное время перерывов – это приятный бонус, ведь теперь появилось больше времени на перекус и в целом на небольшой отдых между парами.
Однако мы предлагаем провести анализ и выяснить, с какими минусами столкнулись студенты с точки зрения потерянных часов, а также примерной суммы, которую студенты вносят за обучение каждый год.
В среднем, после сокращения пар, студенты в год теряют 102 учебных часа. Все бы ничего, но даже за это незначительное время мы платим академии. Если переводить часы в сумму денег, можно сделать вывод, что на факультете, на котором стоимость обучения самая минимальная (180 тысяч рублей) студенты теряют 13 с половиной тысяч рублей в год. На факультете, на котором стоимость обучения самая высокая (607 тысяч рублей), студенты теряют 46 с половиной тысяч в год. И на факультете, на котором стоимость обучения средняя по академии (300 тысяч рублей), студенты теряют 23 тысячи в год.
Возможно, эти суммы и часы могут показаться незначительными, но тем не менее, можно сказать, что они «уходят в никуда».
Новиков Кирилл Евгеньевич, преподаватель РАНХиГС, кандидат философских наук
— Изменилось ли что-нибудь в вашей преподавательской деятельности с сокращением времени занятия на 10 минут?
— Конечно же, с переходом программы на удаленку и сокращением времени занятий мне пришлось сократить часть занятий по части "шуток-прибауток". То есть ни в коем случае не пострадало то, что я должен был дать и что хотел. А с переходом на удаленку вообще исчезла необходимость, например, проветривать помещения. То есть то время в перерыве, что на это дается, в нем нет необходимости. То есть сейчас 10 минут перерыва вместо 20-ти было бы достаточно. Я считаю, что, так как я опытный преподаватель, я в состоянии управлять временем, контролировать дискуссии. Главное - чтобы студенты работали. Это не зависит от времени лекции.
— По сути с начала учебного года по вашему майнору уже пропало в никуда 2 часа 40 минут занятий. Как вы считаете, это справедливо?
— Это ненормально. Вообще всю сложившуюся ситуацию, даже дистанционное обучение, нельзя назвать нормальным. Надо всегда помнить, что все вернется на круги своя. Это временная и вынужденная мера. Я надеюсь, что когда этот бардак с вирусом закончится, все занятия вернутся в тот режим, что были до этого, как в прошлом году. Я считаю, что дать то, что нужно, я вполне успеваю. А дать что-то сверх того, что мог бы дать, для этого уже нет времени.
— Поменялся ли формат ваших занятий с переходом на дистанционное обучение?
— Думаю, что так же, как и в очной форме. Но проблема в том, что я никогда не читаю курс одинаково. Ежегодно я что либо изменяю и корректирую в зависимости от самой группы и от актуальной повестки. В этом году, например, из-за предвыборной кампании в США и смерти одного из верховных судей пришлось включить блок и об этом событии, к тому же события Нагорного Карабаха, конечно. Что касается формата самих лекций, а именно презентаций, то не меняется ничего. По качеству и количеству информации абсолютно никаких перемен. В какой-то степени, удаленка даже помогает. Так, например, некоторые студенты, которые в очном формате отсиживались на задних рядах, начинают включаться в дискуссии. Это заметили и другие мои коллеги. Полагаю, это происходит потому, что студенты чувствуют себя более свободно. С другой стороны, у меня есть возможность довольно быстро запоминать студентов по именам, быстро отмечать наиболее активных из них и с легкостью привлекать менее активных, приглашая их присоединиться к обсуждению проблемы не на "вот ты...вот там". А просто назвав по имени.
— У вас на занятиях много активных студентов. Но это есть не на всех курсах и не со всеми преподавателями. Каковы ваши профессиональные секреты "удержания" аудитории онлайн?
— Особенных секретов нет. Дело в том, что это майнор. И здесь собираются обычно те, кто в той или иной мере заинтересован в проблеме. К тому же, помимо лекционного формата, я стараюсь привлечь студентов с помощью тематических кейсов и задач. Интерактив нужен, даже и очно. Иначе аудитория теряется.
— Как студенты, мы для себя уже выделили некоторые особенности дистанционного формата и отличия от очного. А какие можете вы выделить отличительные черты с точки зрения преподавателя?
— Для меня самым большим минусом является то, что на удаленке сложнее наладить контакт со студентами. То, что на какое-то время в этом году мне удалось лично познакомиться со студентами и понять, кто что из себя представляет - повезло. Поэтому я намеренно ставлю вторую камеру и не выключаю, чтобы хоть в какой-то мере создать иллюзию живого контакта. Как говорил Маклюэн: "Посланник есть послание". Просто передавать информацию преподавателем для студентов – это недостаточно. Необходимо присутствие личности, потому что преподаватель, в том числе, преподает и самого себя.
Вспомним времена после революции 1917-го года: голод, холод. Было вообще не до образования. Тем не менее, именно тогда было выращено потрясающее поколение исследователей и ученых. Кто их вырастил? Те самые профессора, которые не могли прийти на кафедру. И они где-то при свече, в подвале. Это было общение человека с человеком. Вне всяких университетских (формальностей): баллов, экзаменов и так далее. И преподавание на таком уровне - это самое. А Аристотель как работал - у него же не было экзаменов. У него была школа грипотетиков? - школа прогулок. Они просто гуляли по парку: он говорил, они что-то спрашивали, он отвечал. Вот так это было. И ровно такая форма общения на самом деле самое главное. Поэтому же, кстати, самая большая беда удаленки - это то, что общение между студентами нарушается. Вот это самое плохое, что есть. Я-то студентам на перемене не нужен, я им могу и по телевизору рассказать, потому что, как оказалось, у меня это более-менее получается. Не все так умеют. Но ваше общение разрушено. И вот это - колоссальная беда. Поэтому считаю, что как только будет возможно, не знаю, в масках, в респираторах, в скафандрах - бегом обратно. Потому что вторая часть университетского образования заключается вот в этом.
— Как минимум один день у студентов остается дистанционным, потому что дистанционное образование - образование будущего. Всё к этому идет. И если контакта между преподавателями и студентами больше не будет, что тогда?
Образование и получение диплома - это не совсем не одно и то же. Конечно, будет форма онлайн образования, когда вы просто загружаетесь, смотрите лекции, робот проверяет ваши работы. Что-то такое. Это будет работать, это будет востребовано. И действительно, чему-то так можно научиться, но не всему. Понятно, что хирурга так не воспитаешь. Но менеджера гостиничного бизнеса, думаю, можно. Не думайте, что с презрением отношусь к этой профессии. То есть есть профессии, какие-то вещи можно делать, а какие-то нельзя. По поводу компьютерного образования. Я помню еще моего одноклассника. У него была мечта стать летчиком. Хорошо, что есть игры-симуляторы.