5 сентября/ 2023
«Я до сих пор читаю по слогам»
Текст: Алена Чурик
Редакторы: Ангелина Дмитренко, Полина Панова
История девушки-дислексика Эль Гард. Она считает, что в России должны больше говорить о дислексии, чтобы меньше детей с ней были подвержены буллингу.
Дислексия — состояние, при котором человек испытывает трудности с восприятием текста. Например, не видит связи между буквами и звуками, не замечает или пропускает отдельные символы. Это лишь особенность развития мозга, не связанная со сниженными интеллектуальными способностями. И зачастую ее обладатели становятся представителями творческих профессий. Нельзя не упомянуть всемирно известных дислексиков — Владимира Маяковского, Уолта Диснея, Вупи Голдберг, Стива Джобса, Чарли Чаплина, Дженнифер Энистон.
Эль Гард
Фото: личный архив
«Дислексия — особенная дезориентация»

Дислексия — это особый образ мышления. Если точнее, особая дезориентация. В целом я нормально вижу текст. Но иногда буквы начинают рябить в момент дезориентации. Я перестаю вообще видеть за буквой символ, то есть не узнаю буквы и не понимаю, что написано. Особенно в состоянии шока. Буквы в этот момент идут рябью.

Я до сих пор читаю по слогам, хотя могу читать быстро, но с этим есть проблемы. Во-первых, потому что для быстрого чтения мне нужно рассчитаться. А во-вторых, потому что при быстром чтении я настолько сосредоточена на том, чтобы правильно и быстро произносить слова, что их смысл от меня уходит. Я настолько сосредоточена на том, чтобы все правильно прочитать, что смысл текста от меня ускользает.
Я понимаю художественные тексты в книгах или статьи в Интернете, но если приходится столкнуться с какими-либо документами, начинаются проблемы. Мне нужно прочитать раз десять, чтобы понять, что люди имеют в виду под этими сложными схемами, заворотами, оборотами речи. Поэтому с документами вообще отдельная история.

Я не могу точно сказать, когда узнала о дислексии, но помню, что это было в осознанном возрасте. Узнала от моей подруги-психолога, что означают эти особенности в написании слов, в том, как я говорю и мыслю. Мы провели парочку тестов, которые ее [дислексию — Прим. ред.] выявили. Никаких электродов к голове мне не присоединяли. Это были тесты и на письменность, и на то, как я вижу буквы, и тесты по движениям, манерам поведения, образному мышлению. Она задавала наводящие вопросы, по которым мы вместе вычислили наличие дислексии. Потом я уже сама углубилась в эту тему.
Про буллинг в школе

«Мои сочинения зачитывались в классе: с одной стороны, как оригинальные, с другой — как абсолютно безграмотные»

Чаще всего дислексия проявляется у человека вместе с дисграфией — нарушением письма. Когда делаешь ошибки в написании слов, но при этом не видишь, где ошибся, даже при повторной проверке. Кроме этого у дислексиков часто бывает дискалькулия — неспособность к изучению арифметики и умению распознавать количество предметов в пространстве. У меня весь «букет». Поэтому на предметах, где нужно было писать, все было отвратительно. По многим предметам я училась хорошо. Литература и история были на «4» и «5». Даже химия была на отлично. По русскому языку была «2». Мои сочинения зачитывались в классе: с одной стороны, как оригинальные, с другой — как абсолютно безграмотные.
В классе был буллинг и непонимание из-за плохой успеваемости. И конфликты тоже были. Учителя задавали тон, а класс подхватывал. Когда я училась в школе, про дислексию не слышал никто. Поэтому тот факт, что я не знала математику, сводился к плохой успеваемости. У меня много раз получались разные ответы в одних и тех же заданиях, но по мнению учителей я просто "плохо училась". Одно слово я могла в тексте написать правильно, но если оно встречалось в диктанте еще раз, то я писала его совсем по-другому. Дальше я его еще и третьим способом писала. Это все было не потому, что я не умела писать и не знала правила. Я их заучивала, просто не применяла. Потому что для меня это было слишком много: столько информации нужно было и выдать, и прослушать, и понять, и написать разборчивым почерком.
В школе я, конечно, стеснялась. Никто не понимал, что со мной происходит. Я же понимала, что во многих вопросах я более развита, чем мои одноклассники. Я занималась иконописью, палехом, ходила в художественную школу, где все было замечательно. Я очень много читала. Несмотря на дислексию, я нормально читаю про себя. А в школе это было причиной насмешек еще с младших классов. Уроки в начальной школе, где нужно было читать на время, вслух и быстро, были адом. Уроки русского языка тоже были стрессом. Многие психологические проблемы и комплекс неполноценности были сформированы именно в школе из-за дислексии.
Иллюстрация: личный архив
По математике я просто не могла решать задачи. Математика — это последовательность, время и пространство. Это линейное восприятие, а у дислексика восприятие общее. То есть восприятие концепциями и образами. На геометрии мне ставили плохие оценки, потому что у меня было плохо с алгеброй. Даже когда я из кожи вон лезла, решала геометрические задачи. Для них нужно было образное мышление, с ним у меня было все в порядке. Но мне говорили: «Ты же по алгебре плохо, почему мы должны по геометрии тебе ставить хорошие оценки?» Это было предвзятое отношение. Я даже поссорилась с учительницей по геометрии и по алгебре. У нас с ней была настолько сильная ссора, что я перестала ходить на математику. Для того чтобы хоть как-то урегулировать этот вопрос, вместо уроков алгебры и геометрии я ходила расписывать стены на первом этаже начальной школы.
Чего у меня не было, как у дислексика, так это сильных проблем с движениями, потому что я танцевала. Но в спортивные игры, где нужно было ловить мяч, я не любила играть. Очень часто я пропускала мячи. Никак не могла понять, какое расстояние до мяча и как его поймать. Я чересчур напрягалась, и они все пролетали мимо меня. И это тоже была одна из причин насмешек в классе.

Сейчас я веду просветительскую деятельность о дислексии. Много людей не знают, что с ними все нормально, что это особый образ мышления. Я рассказываю в своем блоге на YouTube об этом, нахожу информацию в разных источниках и на своем опыте. Вела лекцию по дислексии по приглашению в Курском Государственном университете на кафедре психологии. Сейчас система образования не настроена на таких людей. Чем больше мы будем об этом говорить, тем больше людей будет об этом узнает. Может быть, что-нибудь в России изменится. Главное, чтобы ушло психологическое давление со стороны общества, в частности учителей. Это гнобление. Моя основная мысль об этом.
Дислексия в повседневной жизни

«Сейчас я сразу же предупреждаю людей, что у меня дислексия»

Сейчас сложностей меньше, чем в школе. Главная сложность возникает, когда нужно вести деловые переписки. Я всегда предупреждаю, что могут быть ошибки, так как я дислексик. Все остальное достаточно просто, потому что я привыкла и адаптировалась.

То, что мне не нравится или я не хочу делать, я не делаю. Если я не хочу читать прилюдно, я не читаю. Либо говорю, что у меня дислексия — терпите. Я буду читать так, как смогу. Поэтому сейчас дислексия не является моим комплексом. Я свободно и спокойно об этом.

В повседневной жизни дислексия особо не дает о себе знать. Некоторые мои друзья сохраняют мои сообщения в избранные, чтобы повышать себе настроение словами, которые я, бывает, отправляю. Никак отрицательно это [дислексия — Прим. ред.] не влияет.
Иногда просят, чтобы я уточнила, что имела в виду, потому что набор букв, который я отправила, никак не собирается в слово. Тогда я вспоминаю, что хотела сказать, и пишу внимательно, от буквы к букве.

Еще я обычно много не читаю. Может начаться тошнота из-за сильного напряжения. Происходит дезориентация, и начинает немного мутить. Сейчас я стараюсь поглощать информацию визуально. Либо учусь по роликам. Мне так проще.

Когда слушаю какую-либо информацию, я рисую то, что мне приходит в голову. Когда смотрю на рисунок, могу вспомнить, в какой момент я его рисовала. Так мне проще запоминать информацию на слух. YouTube, аудиокниги, голосовые сообщения — все это помогает общаться и убирает барьеры.
Иллюстрация: личный архив
Интересные случаи из жизни дислексика

«
Я думаю, что они говорят на иностранном языке»

Странные случаи периодически возникают. Допустим, я могу перестать понимать русскую речь по звукам. Со мной разговаривают люди, а я перестаю их понимать. Или слышу просто откуда-то разговор на своем языке и не понимаю его. Я думаю, что они говорят на иностранном языке, но в какой-то момент приходит осознание, что они общаются на русском.

Бывает, что я, например, птицу не узнаю. Мы гуляли по Питеру с подругой, я вижу белую птицу, говорю: «Какая странная утка!» Подруга смотрит и отвечает: «Ты что? Это чайка». А у меня в голове вопросы: «Что за странная белая утка с маленьким клювом?» Хотя я знаю, как выглядят чайки. Просто почему-то у меня случился такой диссонанс, что в питерском озере не могут сидеть чайки. Там должны сидеть утки. А белая утка — странная утка.
В своей стихии

Сейчас намного меньше каких-либо проблем с дислексией. Наоборот, она является моим помощником в творческом процессе. Я даже кайфую от нее. Я художник, иллюстратор, комиксист, видеоблогер. На YouTube я рассказываю о жизни художника-дислексика, о путешествиях, повседневной жизни. Я работаю в творческой профессии и не сталкиваюсь с офисной деятельностью и математическими расчетами. Я создала себе свою стихию и в ней чувствую себя очень хорошо. Я окружила себя потрясающими, интересными, понимающими людьми. У меня очень хорошие заказчики, которые все прекрасно понимают. Я профессионал, и неважно, «а» я напишу или «о». Главное, что результат я выдаю на высоком уровне.
Иллюстрация: личный архив
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?