20 июля/ 2023
«А эта Барби снова популярна»
Текст: Юлиана Максимова, Алиса Никитина
Редактор: Алиса Никитина
В 60-х годах Барби была самой популярной и желанной игрушкой. Кукла отличалась от своих предшественников инновационным дизайном. Пережив множественные изменения, в 2023 году легендарная кукла возвращается. Теперь — на большие экраны.
Кадр из трейлера фильма «Барби»
Фото: burninghut.ru
Первая взрослая кукла

9 Марта 1959 года в Нью-Йорке на ярмарке игрушек была продемонстрирована новая кукла, предназначенная для девочек в возрасте от 3 до 12 лет. Ее придумала Рут Хандлер, супруга основателя фирмы игрушек Mattel. Интересно, что полное имя куклы ‒ Барбара Миллисент Робертс: создательница назвала ее в честь своей дочери.

Тогда дочке Рут не нравились маленькие куклы, с которыми полагалось играть в «дочки-матери». Она предпочитала вырезать картонные модели — девушек в нарядных платьях и с красивым макияжем. Рут поняла, что куклы из пластика могли бы пользоваться большой популярностью, ведь таких игрушек на рынке просто не было. Так и появилась Барби.
Рут Хандлер и ее Барби и Кены
Фото: kulturologia.ru
Первая кукла была похожа на женщину средних лет: у нее были темные волосы, длинный хвост и яркая красная помада. Бизнес шел неплохо, особенно хорошо продавались одежда и аксессуары, которые можно было докупить в комплект. Позже Рут сделала из куклы молодую белокурую красавицу с огромным домом и гардеробом.
Первые куклы Барби
Фото: kulturologia.ru
Для Барби создавались уникальные коллекции: одежду шили даже такие модные дома как Yves Saint Laurent и Jean Paul Gaultier. Кукла была настолько популярна, что в честь неё открывались кафе, снимались фильмы и даже выпускались автомобили. Так, компания Fiat в сотрудничестве с Mattel изготовила к 50-летию Барби розовую машину со стразами.
Идеал для девочек

«Каждой девочке нужна была кукла, чтобы мечтать о будущем», ‒ говорила Рут. Так появились Барби в образах различных профессий: стюардесса, медсестра, певица, балерина, художник-модельер.

Кроме того, Барби быстро стала эталоном красоты. Людей привлекали ее большие светлые глаза, красивая внешность, утонченная фигура. Тысячи девушек захотели выглядеть как живые куклы: они садились на голодные диеты, надевали утягивающие корсеты и тратили деньги на дорогостоящие пластические операции. Нередко это способствовало распространению анорексии, булимии и других пищевых расстройств.
Новые стандарты красоты

Вместе с огромным успехом компания Mattel столкнулась со шквалом феминистской критики. Женщины утверждали, что кукла с нереалистичными пропорциями и ногами «от ушей» формирует у девочек неправильные представления о женской красоте. Эксперты подсчитали, что при росте 175 сантиметров параметры Барби составили бы 91-46-84. Шансы встретить девушку с такими пропорциями от природы практически невозможны.

В результате создатели прислушались к голосу общественности и несколько раз переделывали пропорции Барби: уменьшали бюст, увеличивали бедра, добавляли накаченные ноги и пресс. Но изменения все равно были незначительными, поэтому политик Джефф Элдридж даже предложил запретить продажу куклы.

Это способствовало тому, что в 2016 году на полках американских магазинов впервые появились Барби в трех телосложениях: tall (высокая), petite (маленькая) и curvy (пухлая). В мусульманских странах компания решила продавать аналоги куклы, которая пропагандирует реалистичные формы и религиозные ценности. Так, годом позже появилась Барби в хиджабе, прототипом которой стала фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад.
Барби разных телосложений
Фото: ToyByToy.com
Сейчас компания, производящая Барби, переживает трудные времена. Рынок стал больше: появились другие интересные игрушки и развлечения для детей (например, товары/продукция от Fisher-Price, My Little Pony или Hasbro). Барби стала немного устаревшей, потому что теперь девочки просят своих родителей купить им кукол Bratz.

Кстати, недавно компания MGA, выпускающая эту серию кукол, обвинила Mattel в промышленном шпионаже и хищении коммерческих тайн. Иск был подан в федеральный суд Лос-Анджелеса. MGA заявила, что сотрудники Mattel на протяжении 15 лет нелегально посещали павильоны компании, фотографировали их игрушки, изучали дизайн, ценовую политику и маркетинговые стратегии.

В 2019 году эксперты рейтингового агентство Moody's дали негативный прогноз на инвестиционный рейтинг Mattel. Это связано с низкой выручкой и слабыми продажами. По этой же причине уволили директора компании Брайана Стоктона.
Барби возвращается

В 2023 году Барби снова становится популярной, однако теперь в основном среди взрослых. Все благодаря одноименному фильму, снятому Гретой Гервиг («Маленькие женщины», «Леди Берд»). Об успехе еще не вышедшей картины уже говорят просмотры главного трейлера «Барби» на YouTube — 42 миллиона, а также большое количество мемов от пользователей, которые с нетерпением ждут премьеры фильма 21 июля.
Пример мема по слогану фильма «Барби»
Фото: burninghut.ru
Патологическая идеальность куклы, с которой были связаны обвинения в пропаганде анорексии и стандартизации красоты, и стала одним из главных конфликтов фильма. Барби выгоняют из Барбиленда за то, что она перестает походить на остальных кукол своей безупречностью.

Связь с создателями куклы показана также в инклюзивности и многогранности Барби. В 1960-х годах она активно «осваивала» различные профессии: от певицы до космонавта. Позже начали выходить в свет Барби различных комплекций, цветов кожи, идентичности и даже с разными видами и степенями инвалидности. В фильме задействовано множество темнокожих, плюс-сайз артистов, актеров-азиатов. В Барбиленде веселую жизнь, полную вечеринок, ведут и герои, передвигающиеся на инвалидной коляске. А любимое дело каждая Барби может выбрать для себя сама, ведь им подвластно все: можно быть президентом, физиком и даже русалкой.

Фильм отличается не только разрушением актуальных стереотипов, но и яркими образами, в которых преобладает характерный для вселенной Барби розовый цвет. Поэтому фильм оставляет яркий след и в мире моды — журналы все чаще называют «barbiecore» трендом 2023 года. Мини-платья, «кукольные» образы цвета фуксии и нежно-розовых оттенков — им теперь поддаются и именитые модные дома.

Увидит ли фильм российский зритель на большом экране, сказать непросто. Компания Warner Bros. приостановила работу в России, поэтому в официальный прокат картина однозначно не выйдет. Просмотр в теневом прокате или ожидание фильма в открытом доступе. Так или иначе «Барби», кажется, стоит того, чтобы ждать.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?