11 мая/ 2021
"Думай о хорошем, плохого не существует": чем опасно позитивное мышление
Авторы: Елагина Дина, Горькова Валерия
Редактор: Анастасия Гаранина
Иллюстрации: Jacob Rosenburg
В обществе принято делить эмоции на "позитивные" и "негативные". Негативные эмоции не только скрывают, но и пытаются подменить "хорошими" и социально приемлемыми. Отрицание не кажется чем-то критичным, однако приводит к фатальным последствиям.
Психологи утверждают, что человек должен переживать (а вернее проживать) все возникающие чувства. Однако зачастую нас воспитывают совершенно иначе: не разрешают грустить и плакать и всячески за это критикуют.

С началом карантина многие испытали колоссальный уровень стресса, но не все знали, что с ним делать. Метаанализ, опубликованный в марте 2020 года в журнале Lancet, позволяет делать выводы. Авторы работы проанализировали 24 исследования, в которых рассматривалось влияние на психику людей карантина во время атипичной пневмонии, вспышки гриппа H1N1, лихорадки Эбола и других инфекционных заболеваний в XXI веке.Большинство людей, находившихся на карантине, испытывали как краткосрочные, так и долгосрочные проблемы с психическим здоровьем, включая стресс, бессонницу, эмоциональное истощение и злоупотребление психоактивными веществами.

В связи с возникающими психологическими проблемами кто-то пошел к психологу, кто-то начал рисовать, кто-то прошел 10 онлайн-курсов и утверждал, как прекрасна жизнь. Подход, присущий последнему типу людей, можно назвать "токсичным позитивом". Важно не забывать, что не всегда удается утешить себя мыслями о хорошем, а проживание "плохих" эмоций совсем не вредно.


Общество и эмоции

Общество оказывает на людей огромное влияние. Многое зависит от культурных особенностей конкретного коллектива, исторического контекста страны и даже воспитания в отдельно взятой семье. Нельзя не упомянуть о влиянии социальных сетей, от которого не застрахован даже человек с нормальной самооценкой. В период карантина Instagram захлестнул поток продуктивности: подъемы в 5 утра, йога, медитации и обязательно хорошее настроение, ведь карантин — замечательное время для саморазвития. Именно такую рутину мог наблюдать каждый человек, подписанный на кого–то из популярных блогеров. Практически никто не освещал "изнанку" карантина: апатию, отсутствие мотивации, выгорание, отчаяние. В тот момент, когда люди нуждались в поддержке и признании проблем реальными, они ощущали себя одинокими и неправильными в своих эмоциях. В период самоизоляции подобные ощущения не были редкостью, однако огромная часть общества осталась наедине с вопросом "Что со мной не так?" и попыткой скрыть свое состояние такими же радостными историями в инстаграме. Мотив медийных людей в инстаграме был понятен: они хотели подбодрить людей и показать им, как можно отвлечься в тяжелое и непростое время. Однако они не учли огромное количество стресса из за сложной экономической ситуации, угрозы жизни и банального чувства одиночества. Постепенно все начали сами обесценивать свои эмоции, ведь если остальные вокруг так хорошо справляются, то проблема не в них, а в отдельно взятом человеке. Люди нуждались во фразе "твои эмоции уместны и нормальны", а не в "радуйся жизни и обязательно купи мой новый курс".

В российском обществе не принято "выносить сор из избы", делиться переживаниями и демонстрировать свои чувства. Несомненно, этот принцип нашел отражение во многих из нас. Ассоциация эмоций со слабостью напрямую влияет на механизм подавления эмоций.

Саша (имя изменено по просьбе героини):

"В детстве мне запрещали плакать. Это не касалось физической боли, но если я была чем-то расстроена и не могла успокоиться, то папа сильно злился и начинал упрекать меня. Тогда я научилась подавлять эмоции, запрещая себе проживать их в полной мере или делиться с кем-либо переживаниями. "Плакать нельзя, я не должна проявлять слабость", и все копилось внутри. К чему это привело? Истерики, случавшиеся примерно раз в полгода, которые съедали все силы".


Анастасия Слесарева, психолог

«Подавленные эмоции могут спровоцировать различные заболевания, и этих заболеваний огромное количество. Подробно с такими заболеваниями нас знакомит психосоматика —направление психологии, изучающее влияние душевных переживаний на состояние нашего тела. Конечно, нельзя говорить, что все заболевания вызваны только психосоматикой. Это очень тонкий момент. Нельзя полностью и всецело смотреть на проблему только с одной стороны. Тогда можно уйти в крайности и довести заболевание до плачевного состояния.

Существует 7 психосоматических заболеваний, которые являются так называемым венцом этого направления: бронхиальная астма, язвенный колит, артериальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенная болезнь желудка, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки. С их глубокого изучения и началось развитие психосоматики. Что касается триггера к их развитию, то это переживания сильных эмоций. Чаще всего это происходит в детстве, когда эмоция настолько захватывает ребенка, что ее подавление негативно сказывается на его физическом состоянии. Появляются мышечные блоки, зажимы и спазмы. Все это накапливается и выливается в напряжение в определенной области.

Психосоматическое заболевание- это защитный механизм. Например, у человека токсичные родители, и ему тяжело с ними общаться, но и дать им отпор он не может. Он постоянно подавляет внутри себя гнев и в тот момент, когда этот гнев должен выйти через бурное проявление эмоций, ничего не происходит. Со всей накопившейся болью наша психика справиться не в силах. В этот момент происходит переключение: для того чтобы минимизировать гнев, организм начинает генерировать различного рода заболевания, и все внимание переключается на это заболевание.

Если мы рассматриваем ребенка как клиента, то он сам не осознает, почему он болеет. Очень частая проблема- болезненность детей после того, как они идут в детский сад или школу. Смена зоны комфорта, новый социум и новая роль вызывают стресс, и адаптация у всех проходит по-разному. Какой-то ребенок адаптируется к школе за два месяца, а какой-то только к концу года.

Первым прекрасным шагом на пути к тому, чтобы научиться проживать чувства, будет заметить, что вы какую-то эмоцию подавляете. Нельзя сказать, что у научению выражать свои эмоции есть определенный срок. У каждого на это уйдет свое количество времени. После того, как вы осознали, что вы подавляете свои чувства/переживания/эмоции, необходимо спросить себя: «Почему и как часто я это делаю? На протяжении какого времени я это делаю? Кто или что послужило толчком, чтобы я закрылся?» Третий шаг – спросить себя: «Что я сейчас могу сделать с тем, чтобы выйти из этого порочного круга?» Тут у каждого будет свой ответ.

Из простых экспресс-техник я могу посоветовать различные медитативные техники для того, чтобы научить свое тело расслабляться: йога, танцы, пластика – то, что даст развитие гибкости. И, конечно, самостоятельное изучение данного момента. В основе всего лежит замечание внутреннего состояния и внимание к себе. Это прекрасный шаг к началу работы над собой».


Патриархат убивает всех

В традиционном патриархальном обществе женщины воспринимаются как импульсивные эмоциональные существа, которым свойственно проявлять эмоции. Гендерные стереотипы не позволяют мужчинам делать то же самое и в такой же степени, как это "положено" женщинам. Поэтому несмотря на частое заблуждение о том, что патриархат приносит мужчинам только плюсы, это не совсем так. Обычно все начинается детства, когда детям говорят: "не плачь, ты же мальчик" и "мальчики не плачут". Позже к этим формулировкам добавляются фраза: "ведешь себя, как девчонка", которая автоматически прикрепляет выражение эмоций к женскому полу и скрыто намекает: вести себя, как девочка – стыдно. Постепенно мальчики привыкают к тому, что выражать эмоции – это не мужское дело, однако от этой установки они никуда не исчезают. Эмоции копятся внутри, но мужчины не знают, как с ними работать, они умеют только засовывать их поглубже внутрь себя и отстраняться от ощущений. Хорошо, если в жизни человека с подавленными эмоциями присутствует что-то, во что их можно сублимировать: спорт, хобби или творчество. Ситуация становится критической, когда непроработанные эмоции приводят к пассивной, активной агрессии, депрессии или зависимостям. Неумение проживать собственные чувства провоцирует проблемы в отношениях с людьми, низкий эмоциональный интеллект и неумение рассказывать о своих проблемах. Отдаление от близких приводит к ощущению одиночества и трудности в коммуникации даже с собственными детьми: сколько каждый из нас знает эмоционально отстраненных отцов, которые травмируют детей своим неумением проявлять чувства?

Патриархат влияет не только на подавление эмоций у мужчин, похожие случаи наблюдаются и у женщин. Американский психолог Робин Стейн Делука в своем выступлении на конференции Ted Talks рассказала об исследовании, которое утверждает, что всего 3-5% женщин страдает от ПМС. Тогда почему в нашем обществе так сильно культивируется миф об агрессивной истеричной женщине, которая уничтожает все на своем пути в этот период? Западные психологи, например, Джоан Крислер, связывает это с рамками роли женщины в обществе. Мужчин приучают не проявлять условно феминные качества, тогда как женщинам с детства запрещают выражать эмоции, которые стереотипно считаются маскулинными. Ярлык ПМС позволяет женщинам быть раздражительными и злыми без потери образа "хорошей женщины". Она освобождается от ответственности и может не подавлять накопленные за определенный период "негативные" эмоции. Ведь на самом деле она совершенно не такая, это просто гормоны. Это удобный способ легально выразить гнев и агрессию.

Эмоции – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Этому необходимо учить начиная с детства (и с этим отлично справляется мультфильм "Головоломка"). Каждый имеет право на то, чтобы их испытывать и выражать. Паттерн подавления эмоций – это огромный конструкт, разрушающий жизнь людей. Контроль эмоций заключается не в их угнетении, а в свободе их проживать и анализировать. Ведь в конечном итоге неважно, кто ты: мужчина, женщина или подросток. Эмоции – часть каждого из нас.
Что почитать еще?