4 апреля/ 2023
Дело для души
Текст: Алина Наимбоева
Редактор: Яна Сидорова
Виктор Скалетто о том, как оставил все в столице и отправился в Крым строить корабль своей мечты.
Фото: Станислава Новгородцева
Вначале была мечта

Я уехал, и моя жизнь разделилась на до и после. В прошлом я был успешным дизайнером и бизнесменом с автомобилем и хорошей квартирой в Москве. В столице помогал открывать фитнес-клубы, занимался бодибилдингом, а также работал спортивным тренером. У меня было все, но хотелось найти дело для души. Для осуществления мечты я оставил спортивную карьеру, продал все имущество, накопил денег и уехал к морю строить арт-объект. В моем случае это было не безумной мечтой, а осознанным решением. Признаюсь, раньше хотел жить у моря и заниматься любимым делом. Это все мои детские желания, которые хоть как-то связывают меня с моей жизнью сейчас.
Появление «Повелителя морей»

Я долго думал насчет того, какой же корабль взять за основу арт-объекта. Наткнулся на Sovereign of the Seas — «Повелителя морей». Изучил его историю и очень заинтересовался. Это один из самых мощных и дорогих кораблей за всю историю кораблестроения, построенный в 1637 году Питером и Финеасом Петтами для короля Карла I. Строительство обошлось в 65 тысяч фунтов. Около 60 лет судно отлично служило Британской империи. За все это время корабль не раз переименовывали и перестраивали, а его история завершилась из-за пожара в 1696 году.
Место решает все

Изначально я думал начать стройку в Латинской Америке, так как там дешевле материалы и легко найти недорогую рабочую силу. К тому же в тех краях очень легко зарегистрировать судно для того, чтобы оно значилось под панамским флагом. Именно присоединение Крыма к России в 2014 году побудило меня начать стройку у себя на родине. Хотел, чтобы родной народ смог насладиться моим творением. А уже конкретное место в Крыму я начал искать в интернете, так как хотел сразу приехать и начать стройку. Главными критериями стали расположение на берегу моря и отсутствие скал, так как они создавали бы большие проблемы при постройке объекта. Наткнулся на фотографии бухты Бугаз около мыса Меганом, и мне сразу все понравилось, это стало идеальным местом. Летом 2014 года я переехал.
Фото: Станислава Новгородцева
Особенности работы

Опыта кораблестроения у меня не было. Когда появилась идея создания копии парусного корабля, стал изучать судостроение по книгам, пока не нашел уникальную технологию построения кораблей из бетона. Далее я отыскал в интернете братьев Бирюковичей и их авторский советский метод создания судов из стеклобетона. Именно эту технологию я использовал в будущем: такие объекты не ржавеют, не боятся воды и не горят при правильной и грамотной обработке. Сейчас это сделать легче, в отличие от советских времен, так как появилась облегченная стеклопластиковая арматура и стеклофибробетон, чтобы арт-объект был легче и прочнее. Моя копия также немного отличается от подлинника декором, потому что я создаю его собственными силами. На первом «Повелителе морей» облицовка была полностью сделана из золота, в то время как на копии декор будет зеленым. Я объясняю это тем, что спустя многие годы соленая вода испортила украшения, и поэтому они позеленели. Все фигуры и образцы делаю сам, сначала рисую эскиз на бумаге, а потом либо леплю их, либо отливаю.

Ну и, конечно, корабль никогда не отправится в плавание, потому что в России нельзя зарегистрировать такой большой корабль. Я планирую оставить его на земле, создать квест и организовать развлекательную программу. В нашей стране до этого никто никогда не создавал такого.
Фото: Станислава Новгородцева
Сложности на пути к цели

Главной проблемой стали деньги. Материалы в Крыму чуть ли не вдвое дороже, чем были бы в Латинской Америке. Изначально я планировал полностью построить корабль на собственные деньги, которые накопил путем продажи имущества в Москве, но в итоге все пошло не по плану. С 2014 по 2016 годы корабль стал потихоньку строиться и обретать черты подлинника. За два года я обустроил две палубы и борта из фибробетона и начал постройку кормовой части верхней палубы. Но осенью 2016 года все мои планы разрушил большой ураган, он уничтожил корабль и двухлетний труд. Все это время со мной занимались постройкой наемные рабочие, и выяснилось, что они не соблюдали все технологии и методы судостроения, которым я их научил. В общем, работали кое-как и все только портили, а я доверился людям и особо не следил за каждым их движением. Однажды сложилась такая ситуация: я оставил команду работать в одиночку, вернулся и никого на месте не обнаружил. Они украли все инструменты и разобрали даже три КамАЗа, которые я купил для строительных работ. После этого начал строить арт-объект в одиночку, иногда прибегая к помощи друзей или волонтеров. В тот момент казалось, что надо все бросить, я не смогу достроить его до конца, да и денег не хватит. Спасли туристы и желающие посмотреть корабль, которые подбадривали меня и делали пожертвования.
Фото: Станислава Новгородцева
Работа в одни руки

Многие мне очень помогали, и я безмерно благодарен им за это. Но в процессе работы я встречал людей, которые просто хотели где-то пожить, а не помогать. Мне это не очень нравилось, и в итоге я просто решил отказаться от любой помощи волонтеров. У меня есть друзья, которые мне иногда помогают и которым я очень доверяю. Так как в последнее время на меня стало подписываться все больше людей и интересоваться арт-объектом, то желающих приехать в качестве волонтеров становится все больше, но я непреклонен. Люди слишком много раз меня подводили, поэтому сейчас легче делать все самому.
Финансовая сторона вопроса

На данный момент я провожу экскурсии по кораблю и организовываю различные пиратские квесты для туристов. Ради этого я даже сменил фамилию на более загадочную и пиратскую — Скалетто. Также привлекаю посетителей на арт-объект с помощью социальных сетей Instagram* и «ВКонтакте»: я провожу прямые эфиры и ежедневно выкладываю в сторис процесс кораблестроения. Именно это помогает зарабатывать на постройку «Повелителя морей». Конечно, есть разные предложения материальной помощи волонтеров и инвесторов, но чаще всего дело заканчивается на этапе разговоров.

*Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?