31 января / 2024
Диагноз: учитель
Автор: Лысенко Анастасия
Редактор: Фролова Полина
Иллюстратор: Екатерина Колмыкова
Одна из самых благодарных и благородных профессий на земле — это педагог. Монолог учительницы, проработавшей с детьми более тридцати лет, в материале L!
Когда приезжаешь в Британию, там есть определенный «стиль королевы». Вообще, контрастная страна такая: с одной стороны, все ходят с голыми ногами в резиновых тапочках (очень неопрятные, у меня всегда брезгливость возникает), с другой, идут люди — чаще всего они, конечно, старшего возраста — в прическах, у них дорогая обувь, сумочки. Вот моя учительница английского была такой. Я до сих пор помню ее ногти с маникюром, помню, как она вставала перед классом и всегда, одетая с иголочки, говорила четко и уверенно. Не было абсолютно никаких сомнений, кем я хочу стать, с тех пор, как мы с ней познакомились.

В нашем городе тогда было всего четыре института: аграрный, медицинский, инженерный и педагогический. Я решила, что пойду в последний. Вот так пошла — и работаю уже тридцать два года. Ни разу не задумалась, что пошла не туда. Свернуть с этого пути я не хотела никогда и до сих пор думаю, что это было моим лучшим решением.
Понятное дело, что сейчас опираться только на одну профессию невозможно. Послужной список у современной молодежи должен быть куда больше — ценности профессиональной жизни немного другие. В наше время постоянность была нормой: люди получали квартиру и жили там всю жизнь, они устраивались на работу и работали там всю жизнь. Мы никогда не могли бы подумать, что будет что-то кроме стабильности — это было стыдно, неприемлемо, неприлично. Сейчас постоянно двигаться и хотеть чего-то большего становится нормой. Молодые люди считают, что цепляться и пускать корни — невыгодно, гораздо проще перемещаться по всему миру с одним чемоданчиком. Я их осуждаю, но в то же время понимаю. Они просто ищут себя, а выбора сейчас гораздо больше. Когда у тебя есть два платья — белое и черное — ты выбираешь между двумя. Когда есть целый гардероб, кажется, что нечего надеть. У нас было гораздо меньше выбора, и мне в какой-то степени повезло.

Знание иностранного тогда вообще было передовым навыком. Когда я училась в институте, программы обмена медленно, но все же становились нормой. К нам уже приезжали native speakers (носители языка — прим.ред.), правда, то были сельскохозяйственные рабочие — пока единственное, что наш институт мог себе позволить. Они говорили не самым лучшим языком, понятное дело, но каждый иностранец для нас был как глоток свежего воздуха.

Когда я поехала по программе обмена в Германию, был очень большой страх, что меня не поймут, потому что опыта никакого не было, — по итогу я лишь испытала культурный шок. Семья, в которую меня поселили, была великолепная, только звезд мне с неба не достали. Эти люди сделали для меня абсолютно все: мы объездили весь округ Кельна, постоянно таскались на мероприятия, ярмарки, музеи, пробовали новую вкусную еду. Но я приходила к себе в комнату и плакала. Рыдала и думала, что сейчас делает семья, друзья, как там родной город и институт. Это был мой первый заграничный опыт, и, конечно, совершенно нормально испытывать такую тоску. По крайней мере, я так думаю. Потом стало проще, и свои следующие поездки по обмену и туристические запоминались только в лучшем свете. Объездила Восточную Европу, ближнюю Азию, а потом пришел черед — и радость — ехать в Англию. Для учителя английского пределом мечтаний, естественно, является Великобритания. Это то место, куда надо съездить обязательно. Очень здорово, что я была там так много раз.
Каждая поездка с целью выучить язык всегда ощущается, как новая. Думается, почему, а потом ответ сам тебя находит: на самом деле, такие поездки не для языка совсем. Это именно общение, обмен культурами, коммуникация. Если в таких поездках появляются друзья, то это надолго. Предоставляются новые возможности, рушатся барьеры. Вообще, я всегда учу своих детей главному правилу жизни (на мой взгляд): если жизнь что-то дает, надо брать. Потом, по ходу пьесы, можно разобраться, для чего и почему нужно или не нужно, но брать надо всегда. Это мое твердое убеждение. Если что-то на горизонте замаячило, никогда не отказывайся, иди, что бы там кто ни говорил.

В моей жизни у меня был случай, когда я отказалась. Мне тогда казалось, что это правильно. Я закончила институт, вышла замуж, пошла на работу, а там, благодаря своему характеру и способностям, сразу повышение — и я отказалась. Подумала, что рано, не готова пока. Потом я очень пожалела. Когда отказываешься от возможности, нельзя понять, что ты потерял.

Не могу сказать, что, если бы согласилась тогда на эту позицию, то жизнь была бы краше, но она была другой. Незнание возможностей, которые я упустила по собственной глупости и наивности, убивает. Что-то прошло мимо меня. Поэтому с тех пор я так ни разу не отказалась от предложенных возможностей: идет на меня, значит, беру. Даже если непонятно, что с этим делать, хотя бы будут воспоминания, навыки, которые вполне могут пригодиться. Человеком ты будешь уже совсем другим, опыт будет другой. Отказ, конечно, тоже опыт. Но лучше попробовать и узнать, чем отказать и мучиться предположениями. Плохой опыт — тоже опыт.
Я очень долго не брала классное руководство, однако в какой-то момент подвернулся один класс, с которым была знакома еще с начальной школы — приходила читать пару лекций ребятишкам, но даже не думала, что через пять лет возьму их под крыло. Вообще-то, они сами ко мне пришли первые. Готовились перейти в пятый класс, их родители окружили меня, попросили взять, но я тогда отказала. Класс взяла моя замечательная коллега, но потом она внезапно ушла в декрет. Здесь у меня уже аргументов не осталось — ребят прям вывалили на голову, а выбора не оставили. Это опять к вопросу о жизненном сценарии: нам кажется, что мы пишем его, а все уже давно написано. Печально это или нет, но есть вещи, предопределенные свыше. Мы можем добавлять красок, можем расширять пространство, но не больше. Жизнь в школе без классного руководства очень бледная, очень однообразная. Дети наполняют жизнь учителя красками, с их помощью полностью постигаешь все мастерство профессии.
С моего курса института в школе не работает никто. И репетиторы есть, и фрилансеры, а учителей школьных нет. Но это и понимаемо: не все вывозят, не все хотят вывозить. Я убеждена, если ты с самого детства хочешь быть кем-то, значит, специалист из тебя выйдет отличный. Ты делом начинаешь гореть, цепляться за любую возможность. Как говорил мой покойный свекр, такого рода рвение работать кем-то — это диагноз. И я согласна. Вот мой диагноз — учитель. И ради этих моментов — первого знакомства, первого урока, последнего звонка — ради этого стоит весь год терпеть жизненные обстоятельства.

Бывают действительно тяжелые дни: ресурса ноль, и вдруг он откуда-то появляется. Никто не знает, что происходит, но ты заходишь в класс и чувствуешь обогащение, вновь поднятое настроение, воодушевление. Наверное, это химия. Сегодня ты устал, а завтра в голове куча идей, которыми хочется поделиться с любимыми детьми, хочется творить и вытворять. Не даром говорят, что профессия учителя одна из самых благодарных. Наверное, одна из самых сложных. Но то, что ты получаешь здесь столько энергетики, сколько не снилось никому, это однозначно.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?