22 декабря / 2023
ДНК Режиссера Даррена Аронофски: от картины «Реквием по мечте» до «Кита». Как и о чем он снимает?
Текст: Родион Зосин
Редактор: Алиса Никитина
Иллюстрации: Екатерина Колмыкова
Каждый из авторов, будь то писатель, режиссер или дизайнер обладает своим почерком. Сегодня поговорим про видение мира и творческое ДНК режиссера Даррена Аронофски, автора культовых картин «Черный лебедь» и «Реквием по мечте».
Мечта

Одна из важнейших тем в каждой из картин режиссера — мечта героя и путь к ее достижению, который и показывает Аронофски на экране. Балерина Нина — главная героиня «Черного лебедя» — мечтает стать примой, и это желание буквально сводит ее с ума: она готова рассориться с матерью, устранить всех и все на своем пути, полностью отдаться своей «темной части». Нина удачлива относительно других героев картин Аронофски — ее мечте суждено сбыться, но высокой ценой ее жизни.
Кадр из фильма «Черный лебедь», реж. Даррен Аронофски
Мечтают и герои знаковой картины о зависимостях «Реквием по мечте»: пожилая Сара Голдфарб хочет похудеть и попасть на телешоу, ее сын Гарольд мечтает разбогатеть, девушка Гарольда Мэрион — открыть свой магазин. Мечты героев разрушаются, так как для их реализации они прибегают к запрещенным веществам.
Кадр из фильма «Реквием по мечте», реж. Даррен Аронофски
В последней картине Даррена Аронофски «Кит» главный герой в лучшем случае живет без мечты, в худшем — мечтает умереть. И даже в этом случае именно его мечта, которой нет, становится одним из ключевых элементов повествования.

Мечта в творчестве Аронофски — нечто опасное, разрушительное. Вопреки общепринятому светлому восприятию стремлений и амбиций у человека режиссер словно предостерегает зрителя от того, чтобы слепо идти к цели и показывает, что путь и средства важнее конечной точки, цели.

Сложный и непонятный фильм «Мама!» с библейскими отсылками также сосредоточен вокруг мечты — безымянный главный герой, которого в титрах зовут «он», мечтает написать книгу и преодолеть творческий кризис. Ему это удается, но успех, который сваливается на автора, разрушает, возможно, самое главное — спокойный быт, любовь и дом, который в конце картины сгорает до тла.
Кадр из фильма «Мама!», реж. Даррен Аронофски
Время

Время в картинах Даррена Аронофски очень четко очерчено, а каждая из картин — своего рода спектакль, поделенный на несколько актов. В «Черном Лебеде» это спектакль, состоящий скорее из двух частей — подготовка к премьере и премьера. Во время первого «акта» Нина меняется, становится более смелой, амбициозной, постепенно ее полностью захватывает желание стать примой, но только во время премьеры она окончательно сходит с ума. Теперь она готова разрушить все ради своей цели.

В «Реквиеме по мечте» автор напрямую делит картину на сезоны: лето, осень, весна — по окончанию каждого на экране мы видим титр с названием следующего времени года. За три сезона нам показывают три стадии развития персонажей и сюжета. Летом герои полны надежд и мечт, они живут в свое удовольствие и кажется, что у них все получается. Осенью появляются первые трудности, постепенно мечта уходит, а проблемы нарастают. Зима встречает всех сурово: герои картины остались со своими зависимостями один на один, у них нет будущего. При этом «весны», которая символизирует восстановление и оживление природы, в фильме нет.
Кадр из фильма «Реквием по мечте», реж. Даррен Аронофски
В «Ките» Аронофски также прямо на экране оставляет титр со временем — на этот раз это дни недели, с понедельника по пятницу. Главный герой, учитель Чарли, постепенно умирает, параллельно за пять дней нам рассказывают его историю и драму жизни. Пока критики и киноведы спорят, почему эту историю рассказали именно за пять дней недели и что это значит, но Даррен Аронофски наверняка и здесь заложил особый смысл.
Кадр из фильма «Кит», реж. Даррен Аронофски
Цвет, свет и пространство

«Что хотел сказать автор?» — наверняка каждый слышал этот вопрос на уроке литературы. Трактовать художественное произведение — задача неблагодарная, но можно просто изучить, какие визуальные средства свойственны творцу. Пространство картин Даррена Аронофски ирреальное, многогранное и часто потустороннее, а цвета и освещение сцен отражают эту «ненормальность».

В фильме «Черный лебедь» главные цвета, очевидно, черный и белый — как чистота и порок. Пространство также двойственное, оно символизирует светлую и темную сторона Нины. Есть безопасная жизнь под крылом матери, но начинается и порочная, развязная, свободная, с клубами и хаотичными романами. Два пространства сталкиваются, когда Нина в одной из сцен якобы видит своего двойника. Позднее миры приходят в противостояние — автор показывает, как отражение Нины в зеркале перестает слепо ее слушаться и начинает действовать отдельно.
Кадр из фильма «Черный лебедь», реж. Даррен Аронофски
Комната Нины нежная, розовая и по-настоящему «девичья», ее цвета транслируют безопасность, юность, спокойствие и невинность. Окружающий мир серо-коричневый, грязный, а значит опасный.
Кадр из фильма «Черный лебедь», реж. Даррен Аронофски
Пространство картины «Кит» замкнуто в пределах одного дома, что идет в параллель с тем, насколько замкнутая, однообразная и рутинная жизнь у главного героя. Второй слой пространства фильма — мир вне дома, счастливое прошлое Чарли, где у него не было проблем с лишним весом, а в отношениях с близкими и окружающими царила гармония. Цвета помещений дома серые, в нем приглушенное освещение и даже днем царит полумрак.
Кадр из фильма «Кит», реж. Даррен Аронофски
В «Реквиеме по мечте» пространство делится на реальное и фантазийное, которое герои видят под действием запрещенных веществ. Если сначала две эти реальности не сильно отличаются по окраске, то по мере развития сюжета все больше видна разница между тем, насколько серая, унылая и обреченная реальность у героев, и как оня видят мир в процессе употребления. Напрямую миры сталкиваются в конце фильма: Гарольду снится, что он идет по мосту к своей девушке Мэрион, дойдя до нее, он падает, после чего просыпается в больнице с ампутированной рукой. Так видение, которое было у героя после приема веществ, сталкивается с последствиями его образа жизни.
Кадр из фильма «Реквием по мечте», реж. Даррен Аронофски
Даррен Аронофски — достаточно суровый режиссер. Мир его картин честный, в нем нет прикрас, а героев за их поступки он судит без поблажек. Взгляд внимательного зрителя сразу заметит светлое и темное в его сюжетах. Возможно именно поэтому его и любят преданные зрители, а новые фильмы регулярно завоевывают награды.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?