2 августа/ 2023
Исламский феминизм: аутсайдеры движения
Текст: Мария Копылова
Редактор: Кристина Колесова, Айтан Мамедова
Иллюстрации: Лариса Степанова
Истоки исламского феминизма принято искать в Коране. Но как исламский феминизм связан со структурой власти в религии, «комплексом белого спасителя», иранскими женщинами в ленте новостей и имперскими войнами?
Феминизм — это движение за права женщин. За два века оно обросло разветвлениями: интерсекциональный, радикальный, либеральный. Внутри идеологии нередки столкновения интересов. Для одних в движение нельзя включать неравенство, вызванное ориентацией и расовой и классовой принадлежностью, для других — это необходимо. Для одних борьба с токсичной маскулинностью — это сугубо мужская проблема, для других — одна из проблем патриархальной системы, с которой нужно бороться вместе. Один из насущных вопросов движения — столкновение исламского феминизма и комплекса белого спасителя (пер. с англ. white saviour complex). Первый направлен на подчеркивание указанных в Коране прав женщин, второй — на оказание помощи не белым в корыстной манере.
Пейте, дети в Африке

Волонтерство и благотворительность — это неплохо. Однако тот, кто хочет помочь, может принести больше вреда, наклеив пластырь на открытую рану. Основная проблема комплекса белого спасителя — подмена существенного системного действия точечной помощью. Вместо того чтобы восстанавливать общины, которые впоследствии могли бы помочь себе сами, белый человек привозит школьников, которым нужна красивая благотворительная поездка для поступления в университет. Они строят пару домов, пока людей из этой деревни просят постоять в сторонке вместо того, чтобы дать им материал и послушать их указания. После такого поверхностного решения вопрос становится неактуальным для всех, кроме самих пострадавших.
Свобода, равенство, империя

Комплекс белого спасителя у граждан также может быть использован государством в корыстных целях. Когда граждане одной страны сталкиваются с несправедливостью в другой, это естественным образом вызывает в них негодование и желание что-то изменить. И чаще всего именно женские проблемы становятся в центр таких манипуляций. Империи способны управлять этим комплексом для того, чтобы оправдывать экспансисткие намерения неспособностью жителей лакомого кусочка земли помочь себе. Самый очевидный пример — военные действия США на территории Ирака, Ливии, Сирии под предлогом борьбы с терроризмом, которые в итоге привели к всплеску террористической активности. Однако дело не в конкретной стране. Множество современных геополитических конфликтов сопровождаются тяжелой артиллерией машины пропаганды. Нам говорят, что война — это любовь к ближнему, это его спасение. Поэтому, несмотря на несомненно существующее гендерное неравенство на Ближнем Востоке, нужно всегда спрашивать себя, как медиа формируют наше представление о женщинах соседней страны и для чего.
Собирайся народ — помогать на Восток

В репортажах часто появляются жертвы боевых действий. Например, женщины с ребенком на руках. Или женщины, избитые за отказ носить хиджаб. Все это создает определенный образ мусульманской женщины в массовой культуре: жертва, которую нужно спасать от ислама. Мусульманские страны, которые ограничивают образование, свободу и выбор женщин, вызывают яркие и смешанные чувства. Отсюда феминисток третьей волны, которые фокусируются на проблемах стереотипов, медиаобраза, языка, домашнего труда и неравной оплаты, продолжают обвинять в бездействии относительно гендерных вопросов на Ближнем Востоке. Необходимо помнить, что женщины в странах третьего мира (не только религиозных) находятся в трудном положении: сексуальное и физическое насилие, недоступность образования, ранние браки, экономическое и правовое неравенство. Но тем более необходимо помнить, что эти женщины не дети, и они понимают, что существует неравенство между женщинами и мужчинами. Протесты 2022-2023 годов под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода» в Иране, которые поддержали женщины Сирии, показали осознанность граждан в гендерных вопросах, несмотря на жестокое подавление властями: открытую стрельбу, избиение людей в скорой помощи, изнасилование протестующих женщин. Все началось из-за смерти Махсы Амини, которая была избита до смерти иранской полицией нравов за нарушения правил ношения хиджаба. На протесты против режима диктатора впервые в истории страны вышли мужчины и женщины, представители всех социальных и возрастных групп в десятках городов и деревень Ирана. И это подавление также было значимым в разрушении образа народов мусульманских стран, не замечающих внутренних социальных проблем и ждущих помощи извне.
Власть. Престол. Ислам

Большинство автократических и тоталитарных режимов строятся на ассоциировании себя с традиционными ценностями, включая религию. Идеология используется для контроля и удержания власти. Будь то религия, национализм или либерализм. Первое использовали талибы, второе — Германия, третье — США на Ближнем Востоке.

Патриархат держится на элитарной мужской власти. Одной из самых глобальных проблем мусульманского общества для женщин является монополия мужчин-священнослужителей на трактовку священных писаний. Мужское чтение Корана усложняет объединение верующих женщин против мизогинных законов и частично традиций. Далеко не каждый религиозный человек разбирается в священных книгах. Большинство живут так, как завещали отцы, связывая культурные традиции и религию. Сторонники исламского феминизма стремятся подчеркнуть глубокие корни учения о равенстве в религии и создать справедливое общество, в котором права женщин и ислам не будут противопоставляться.

В 2017 г. в Индонезии состоялся первый в мире конгресс женщин-проповедников ислама, где была разработана фетва о запрете раннего замужества. Фетва — в исламе решение по какому-либо вопросу, которое принимается на основе принципов ислама и прецедентов мусульманской юридической практики. Также женщины-улемы (богословы и мусульманские законоведы) объявили, что считают интерпретацию исламских священных писаний зависящей от пола священнослужителя. Это событие стало поворотным моментом в истории исламского феминизма.
Мусульманские суфражистки

Вопреки распространенному мнению, «исламский феминизм» не современное изобретение. Образы сильных женщин в исламе всегда играли большую роль. Принцесса Фатима Мухаммед аль-Фихри в 859 г. создала университет Аль-Карауин в Фесе, который стал первым современным университетом. Первоначально в мечети обучали религии и Корану, но затем стали обучать грамматике, математике, естественным наукам и т.д. Так и зародилось «женское начало» в образовательном процессе исламского мира. Такие женщины, как Фатима, вдохновляют современных исламских феминисток.

Также не стоит забывать о современных примерах сильных мусульманских женщин в политике. Так, в некоторых мусульманских странах главами государств и премьер-министрами становились женщины: Беназир Бхутто в Пакистане, Маме Мадиор Бойе в Сенегале, Тансу Чиллер в Турции, Качуша Яшари в Косово и Мегавати Сукарнопутри в Индонезии.
Кавказская пленница

Несмотря на то что за последнее время феминизм из Ближнего Востока дал о себе знать, в России почти нет представительниц исламского феминизма. Это связано с тем, что мейнстримные феминистки считают ислам мизогинной религией. Поэтому женщины, исповедующие его, так редко сами включены в гендерный дискурс. Это подталкивает мусульманок отказаться или от религии и, возможно, культуры или от феминизма. К сожалению, первое менее вероятно, что изолирует девушек, нуждающихся в поддержке, сообществе, а иногда и помощи. Именно поэтому интерсекциональный феминизм продвигает включение женских меньшинств, для которых проблема гендерной дискриминации может быть непервостепенной на фоне национального, расового, классового и других видов неравенства.
Не хочу учиться, хочу делать поспешные выводы

Что правильно? Что хорошо? Что такое свобода? В разных культурах ответы на эти вопросы будут различаться. Для феминисток западных культур хиджаб может показаться символом угнетения, навязанным культурой или родителями. Для покрытых же мусульманок платок может символизировать веру, а в странах, где ношение религиозных атрибутов не приветствуется, внутреннюю свободу. Поэтому иногда стоит не делать поспешные выводы через собственную призму, а изучать чужие культуры, общаться с людьми вживую и расширять перспективу. В век технологий не сложно найти дневники, заметки, статьи людей, рассказывающих о незнакомом вам опыте. Будь то эссе с личными историями, например от арабских журналисток «Наши женщины на земле» (пер. с англ. «Our women on the ground"), или теория Исламского феминизма, например «Верить женщинам в Исламе» Асмы Барлас или «Коран и женщина» Амины Вадуд.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?