28 июля/ 2023
Темная сторона медицины: ошибки, от которых зависит человеческая жизнь
Текст: Виталия Назина
Редактор: Дарья Матвеева
Иллюстрации: Лариса Степанова
Халатность в медицине приводит к серьезным последствиям, ведь врач несет ответственность за жизнь пациентов. Рассмотрим на реальных историях, как вредят недостаток знаний и невнимательное отношение к пациентам.
Анастасия, 38 лет: «Мой ребенок родился на 7,5 месяце беременности, и его перепутали в роддоме»
Я, как и все другие женщины, регулярно проходила обследование и наблюдалась в женской консультации во время беременности первым ребенком. В один из дней я пришла на плановый осмотр и пожаловалась на плохое самочувствие. Беспокоило высокое давление, которое сохранялось несколько дней. После осмотра врач со спокойной душой отпустил меня домой, сказав, что все хорошо: «Высокое давление — не повод для волнения», — сказал он вслед.

Через несколько дней я почувствовала, что высокое давление не проходит и решила повторно сходить к более опытному врачу. Тогда специалист поставил неутешительный диагноз — кислородное голодание плода. Далее решили сделать срочное кесарево сечение на 7,5 месяце беременности. Проведение операции на таком раннем сроке сопровождалось многочисленными рисками: несформированное зрение, недоношенность, послеоперационные осложнения. Позже выяснилось, что на спасение ребенка оставалось несколько часов. Если бы я доверилась первому врачу и поверила в то, что высокое давление пройдет со временем — ситуация могла бы обернуться совершенно по-другому.
Кесарево сечение прошло успешно, я родила здорового ребенка, но выявилась единственная проблема — недоношенность. За 7,5 месяцев моя дочь не успела набрать нужный вес и при родах весила 1,770 кг. После родов ее положили в кувез (инкубатор для новорожденных — прим.ред.), чтобы следить за самочувствием.

В комнате находилось несколько кувезов, детей отличали по биркам: на них указаны фамилия мамы и вес ребенка. Рядом с кувезом дочери лежал другой новорожденный, с которым ее перепутали. 20 лет назад бирки представляли из себя кусок клеенки с рукописной надписью шариковой ручкой, и информация на ее бирке протерлась.

После родов меня завели в комнату с недоношенными детьми и показали на кувез с соседним новорожденным, сказав, что это моя девочка. Я стояла и смотрела через стекло на «свою» маленькую дочь, но не чувствовала любви к ней, испугалась и подумала: как такое может быть? Это мой ребенок, но он мне даже не симпатичен. Я поймала себя на мысли, что мне очень приятно смотреть на девочку в кувезе напротив, моего родного ребенка. Я любовалась ею, а не «своей» дочерью, и ничего не могла с собой поделать. Тогда я узнала, что такое «материнское чутье» на собственном опыте.
Во время первого кормления чужого ребенка я точно поняла, что это не моя родная дочка. Малыш, лежавший в соседнем кувезе, родился с похожим весом, перепутать детей по невнимательности просто. На протяжении нескольких недель я ссорилась с начальством роддома, просила отдать родного ребенка, но, несмотря на мои возмущения, сотрудники и врачи не верили до последнего. До самой выписки считали меня сумасшедшей, пока не выяснились подробности этого недоразумения. Меня спасло то, что моя дочь родилась с родинкой на боку, по которой отличили детей.

Эта история с хорошим концом: у меня получилось отстоять мнение и выписаться вместе с родной дочерью из роддома, но до сих пор не верится, что из-за врачебной ошибки и халатности она могла бы воспитываться в другой семье.
Василий, 43 года: «Плохое самочувствие — повод для волнения»
Я отдыхал на даче, случайно споткнулся на участке и ударился ногой. Позже решил обработать рану и заметил, что она оказалась глубокой, поэтому незамедлительно поехал в травмпункт в Московской области. Врачи оказали первую помощь и сказали, что это рядовой случай. Спустя несколько дней, я почувствовал легкое недомогание, заметил, что ссадина гноится. По возвращении в Москву решил повторно поехать в поликлинику, прибыл в нее уже в предобморочном состоянии. Медицинские работники провели такой же осмотр, но выяснили, что в ноге застрял инородный предмет. Мне сообщили, что я вовремя к ним обратился, потому что из-за нагноения потребовалась срочная операция.

Не понимаю, почему врачи в подмосковном травмпункте с халатностью отнеслись к моему самочувствию, ведь эта ситуация могла привести к абсцессу и ампутации ноги. После операции из нее извлекли кусок ветки длиной примерно 3 см. Видимо, когда споткнулся, напоролся на куст, который рос на участке. До сих пор остается загадкой, как можно было не заметить такой объемный предмет в ране.
Мария, 35 лет: «Моей дочери удалили не тот зуб»
Несколько лет назад мы с моей 8 летней дочерью пошли на плановое обследование в детскую поликлинику. Стоматолог сказал удалять 5 молочный зуб сверху, записал данные в карту и незамедлительно отправил к хирургу. Перед осмотром врач попросил меня подождать за дверью. Во время приема он решил не смотреть в карту и довериться ощущениям дочери, после чего спросил у нее, какой зуб болит, а затем удалил его. Когда дочь вышла из кабинета, я заметила, что по ошибке удален 4 коренной зуб, который находился в зоне улыбки, поэтому объяснять какой шок я испытала, думаю, не стоит.

Далее последовали тяжелые дни для меня: бесконечные походы в суд, конфликты с поликлиникой, где оказали услугу. Я хотела наказать врача за неправильно удаленный зуб и получить моральную компенсацию. По результатам рассмотрения дела мне предложили подписать мировое соглашение и получить компенсационную выплату 150.000 рублей. В ином случае меня ожидал другой исход — установка импланта за счет компании по достижении совершеннолетия. Я находилась в недоумении от такого предложения, ведь непонятно, что станет с этой поликлиникой через 10 лет, поэтому я подписала мировое соглашение. Врач получил небольшой выговор, его даже не отстранили от работы. В свою очередь, я стала внимательнее относиться к выбору стоматолога и других специалистов, а также захожу с дочерью в кабинет, чтобы контролировать процедуру.
Что делать?

Екатерина, юрист горячей линии юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, специально для редакции L!Media рассказала как защитить себя в случае врачебной ошибки:
«Практика по вопросам, связанным с врачебной халатностью, к сожалению, в России большая. С врачебными ошибками можно и нужно бороться. Когда происходят такие ситуации, существует два варианта. Первый — написать жалобу на главврача или на директора клиники. Требуется обратиться к нему, грамотно составить досудебную претензию со ссылками на закон, с указанием ситуации, а также приложить всевозможную доказательную базу. Вероятность одобрения досудебных претензий, составленных юридически неграмотно, небольшая. В таких случаях важно нанять опытного практикующего юриста, это увеличит шансы на борьбу с врачебной халатностью.

Если дело касается отстранения врача от врачебной деятельности, то требуется написать либо заявление в полицию, либо жалобу в Минздрав. Исходя из опыта судебной практики, нет никакой гарантии, что врача уволят навсегда: пробелы в законе позволяют работодателю взять врача обратно на работу через некоторое время. Чтобы защитить себя, опирайтесь на закон "О защите прав потребителей"».
Медицина — это то направление, которое выбирать осознанно, к этой работе нужно относиться как к долгу, вне зависимости от внешних факторов. Нельзя работать спустя рукава, потому что от работы зависит жизнь людей.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?