12 июля/ 2023
«Сами виноваты, не надо было к нам ходить»: как обманывают в бьюти-индустрии
Текст: Анна Ожиганова, Александра Магазова
Редактор: Алиса Никитина
Иллюстратор: Лариса Степанова
Некоторые работники салонов красоты не ознакомлены с правилами оказания услуг или намеренно не обращают на них внимание. Жертвами при этом становятся клиентки. Знание законов о правах потребителей — самый эффективный способ борьбы с обманом.
Любой каприз косметолога — за ваши деньги!

В январе 2023 года девятнадцатилетняя Анастасия по совету подруги записалась на процедуру в косметологическую клинику. Девушка заранее ознакомилась с прайс-листом на сайте и связалась с администратором в WhatsApp. В чате Анастасия попросила «найти ей окошко» на процедуру «Механическая чистка лица» и сотрудница косметологии любезно предложила удобное время.

В клинике Анастасию встретили «как надо»: улыбчивый администратор, тапочки и чай с конфетами. После небольшого ожидания девушку пригласили в кабинет к специалисту. Казалось бы, что может пойти не так?

Специалист предложила Анастасии прилечь на кушетку, осмотрела ее лицо с задумчивым видом и заключила: «Да уж, запущенный случай». Косметолог молча приступила к делу, оставив пациентку в недоумении. Затем последовало 2,5 часа косметологических манипуляций: пенки, скрабы, тоники, жужжащие приспособления, маски и даже уколы. По словам Анастасии, уже тогда ей показалось, что происходит «что-то не то», но подать голос она постеснялась. Закончив с «наведением красоты», косметолог сказала: «Всё, можете вставать. На три дня бани и сауны исключить. Оплата у администратора».

Анастасия направилась к администратору, где испытала настоящий шок: «С вас 12400. Оплата картой или наличными?» Девушка судорожно начала искать прайс-лист на сайте косметологии, так как точно помнила, что там черным по белому написано: «Аппаратная чистка лица — 2000 руб.». Администратор молча выслушала Анастасию, ответив только: «Секундочку, приглашу специалиста». Косметолог доходчиво объяснила Анастасии: «Девушка, ну вы же видели своё лицо! Тут только обычной чисткой не обойдешься. Я вам скраб и пилинг сделала, очищение, маску, увлажнение дополнительное, мезотерапию еще, у вас вон морщины уже. Это по-вашему сколько стоить должно? Надо будет через месяц повторить всё это, можем еще плазму сделать в следующий раз, один раз-то уход не действует».

На слова Анастасии о том, что на все эти махинации она согласия не давала, подобного не просила и вообще на такие траты не рассчитывала, девушке пригрозили вызовом полиции за отказ от оплаты оказанных услуг. Анастасия спорить не стала, всё оплатила и больше в эту клинику не возвращалась.
Красота в кредит

Осенью 2022 года Алёне поступил звонок из салона красоты. Девушке предложили услугу по уходу за волосами совершенно бесплатно, и Алёна, недолго думая, согласилась. В самом салоне девушке предложили воспользоваться бесплатной пробной услугой «Абсолютное счастье для волос» на основе брендовых косметических средств, с одним только условием: Алёне нужно было подписать договор на проведение этой же процедуры еще несколько раз в дальнейшем.

Девушку ознакомили с ассортиментом парикмахерской, рассказали о чудо-действии представленных люксовых брендов и о профессионализме мастеров. К Алёне ненавязчиво подошёл один из специалистов. Мастер оценила состояние ее волос и порекомендовала обязательно заняться их восстановлением. В качестве комплимента девушке вручили еще и несколько баночек с суперсредством. Алёна была в восторге! Девушка подписала договор и направилась в кресло для проведения процедуры.

Уже дома Алёна не обнаружила никаких изменений на волосах, но это не самое худшее, что ожидало девушку. Спустя несколько дней ей поступило СМС от банка, которое гласило, что она подписала кредитный договор. Установлены были и процентные ставки по потребительскому кредиту. В салоне красоты один ответ: «Вы сами подписали!»
«Мне, пожалуйста, маникюр с покрытием гель-лак и гепатитом»

Следующая история произошла с моей знакомой в 2021 году. Алёна А. пошла в маникюрный салон перед важным мероприятием, а спустя месяц (во время полугодовой медицинской проверки) узнала, что больна гепатитом С. Женщина не могла понять, где заболела. После беспокойных дней Алёна решила пойти в маникюрный салон, куда она всегда ходила, и осознала: «В тесной комнате в несколько рядов стоят столы, а за ними сидит суммарно тридцать человек… Все суетятся и торопятся… Один за другим клиенты за столами сменяются, а вот маникюрные приборы — нет».

Тогда женщина решила узнать, обработан ли прибор для удаления кутикул, который использует мастер, и услышала утвердительный ответ: «В конце смены он будет тщательно помыт водой». Чтобы убедиться в своей правоте, Алёна уговорила пройти тест на гепатит знакомую, которая вместе с ней ходила в тот же салон. Женщина тоже была больна. Тогда сомнений у девушки не осталось.

Не секрет, что во время посещения маникюрных салонов можно получить мелкие царапины или ранки, если мастер торопился или неаккуратно работал с приборами. Однако, если предыдущий клиент был переносчиком инфекции, а прибор не был обработан по правилам санитарных норм, есть высокий шанс заразиться.
«У вас зрение хорошее? Изменения есть, вы просто не видите»

В 2021 году Ольга решила изменить цвет волос, для чего обратилась в салон красоты возле дома. Она сидела на окрашивании в блонд семь часов, а когда волосы высушили феном… Ничего не изменилось. На претензии об отсутствии эффекта от краски ей не ответили. Ольга поняла, что окрашивание не было выполнено, но предложила заплатить половину стоимости: 7 тыс. руб. из оговоренных 15 тыс. руб., после чего мастер стала звать охранника и преграждать путь.

Ольга сказала, что по закону может не платить, так как услугу ей не оказали. Мастер перебирала противоречивые отговорки: «Волос слишком темный, а значит покрасить не получится». «У меня окрашивание получилось, дело в вас», «У вас зрение хорошее? Изменения есть, вы просто не видите». Девушка не могла выйти из салона, пока не оплатила полную сумму, ведь охранник закрыл дверь на ключ.

Ольга посоветовалась со знакомым юристом и спустя время вернулась. «Я сказала, что согласно 29 статье "О защите прав потребителей" я имею право потребовать вернуть деньги, и ещё по совету юриста написала претензию».

В салоне Ольге сказали идти в суд, а на письмо даже не ответили. Однако судебное разбирательство требует большой траты ресурсов пострадавшего. Сотрудники салона, зная несовершенство закона, пользуются этим и остаются безнаказанными.

Ольга прочитала отзывы о салоне и пожалела, что не сделала этого раньше. Многие девушки писали, что получили некачественные услуги или изменений вовсе не было. Деньги им тоже не вернули. На вопросы клиентов в салоне один ответ: «С нашей стороны все хорошо, проблема в вас».
Законы работают в пользу прав потребителя, но из-за отсутствия проверок качества оказываемых услуг и наблюдения за частными организациями работники не исправляют ошибки, пользуясь тем, что пострадавшим не выгодно разбираться с недобросовестными мастерами. Прежде чем оплачивать услугу, самостоятельно соберите минимальную информацию о специалисте или организации. Если вы столкнулись с нечестными работниками, постарайтесь воспользоваться рекомендациями и законами или посоветуйтесь с юристом.
Мы подготовили несколько советов, которые помогут избежать обмана:

1. При выборе косметологической клиники или салона красоты обращайте внимание на наличие лицензии, сертификатов специалистов, аппаратуры, косметических средств и препаратов. Ознакомьтесь с отзывами других клиентов.

2. Внимательно изучайте условия акций и специальных предложений.

3. Фиксируйте прейскурант во время записи в салон. Уточняйте стоимость услуг у администратора перед проведением процедуры.

4. Изучите на специализированных сайтах этапы и время проведения процедуры, используемые средства и возможные ощущения. Уточните эту информацию у администратора выбранной вами клиники.

5. Не подписывайте бумаги без предварительного тщательного ознакомления с условиями договора.

6. Обращайтесь в Роспотребнадзор: служба поможет своевременной проверкой. В случае проверки по факту инцидента зафиксированные данные серьезно помогут клиенту в процессе судебного разбирательства.

7. Обращайтесь за помощью к юристу. Дипломированные специалисты помогут составить жалобу, основываясь на законе «О защите прав потребителей». Это поможет отстоять свои права и вернуть денежные средства.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?