13 февраля / 2024
It's murder on the dancefloor — разбор ключевых сцен фильма «Солтберн»
Текст: Анна Косарева
Редактор: Алиса Никитина
Фильм о бедном парне и о его богатом друге «Солтберн» спровоцировал бурное обсуждение в сети. Несмотря на незамысловатость сюжета, некоторые сцены картины вызывают недоумение. В материале разбираем несколько из них. Осторожно, спойлеры!
Джейкоб Элорди в роли Феликса Каттона. Источник: Vogue
Противоречивый фильм «Солтберн» режиссера Эмиральды Феннел, собравший более 1,4 млн оценок на международном киносайте Letterboxd, вызвал бурное обсуждение в сети после онлайн-релиза 22 декабря. Главную роль исполняет Барри Кеоган, номинированный на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драматическом фильме. Также в картине можно увидеть Джейкоба Элорди, получившего известность после сериала «Эйфория», Розамунд Пайк, Арчи Мадекве и других.

Сюжет картины довольно прост — небогатый студент Оливер Квик, поступивший на грант в Оксфорд, встречает обеспеченного друга Феликса Каттона, который приглашает его на лето в свое поместье. Однако дальше зритель наблюдает трансформацию Оливера: из невинного молодого человека он превращается в изысканного манипулятора, одержимого своим богатым другом, и ставит своей главной целью заполучить фамильный дом Каттонов.

В конце картины зрителя ждет сюрприз. Случайности, произошедшие в фильме, не случайны. А главный герой вовсе не менялся, а просто постепенно раскрывал свое нутро.

Фильм пронизан символизмом и скрытыми отсылками. Разберем некоторые из них.
Барри Кеоган в роли Оливера Квика. Источник: Vanity Fair
Саундтрек

Большая часть песен, использованных в фильме, намерены показать любовь Оливера к Феликсу, и это видно даже в некоторых названиях:


  • This Modern Love (Bloc Party) — Эта современная любовь;

  • Satisfaction (Benny Benassi) — Удовлетворение;

  • You're Gorgeous (Babybird) — Ты прекрасен;

  • Mr. Brightside (The Killers) — Мистер Оптимизм;

  • Perfect (Princess Superstar) — Идеальный.

Но необходимо обратить внимание и на другие треки, отсылающие на происходящее в фильме.


  1. Zadok the Priest (Садок-Священник). Играет в самом начале, когда Оливер только-только приезжает в Оксфорд. Этот гимн был написан по случаю коронации Георга II, его имя довольно часто упоминается в песне. Однако для фильма текст был изменен: вместо Георга в треке используется имя главного героя. То есть с самого начала создатели картины намекают на «коронацию» Оливера.


  1. Loneliness (Одиночество). Играет на вечеринке в честь дня рождения Оливера и заканчивается, только когда герой застает Феликса в лабиринте на территории особняка Каттонов с девушкой. Эта песня плавно подводит зрителя к сцене убийства Феликса. Что особенного в этом треке? Непосредственно текст:

«Счастье кажется одиночеством,

И одиночество разрушило мой мир.

Но откуда тебе знать, если ты только думаешь о себе

И о том, как тебя видят другие девушки…»

Это похоже на внутренний монолог Оливера, когда он готовит себя к убийству друга, которого одновременно любил и ненавидел. Феликс не ценил главного героя, не воспринимал должным образом, проводил время с другими девушками. Если исходить из позиции Оливера, Каттон заслужил свою смерть.


  1. Murder on the Dancefloor (Убийство на танцполе). Финальная сцена — шокирующая импровизация обнаженного Барри Кеогана. Трек не только передает радостное настроение главного героя, его чувство победы в связи с получением фамильного особняка, но и прямо делает отсылку к его убийствам:

«Это убийство на танцполе,

Но тебе лучше не портить кайф,

Диджей сожжет этот чертов дом до тла…»

И, несмотря на то, что Оливер не сжигает дом в буквальном смысле, он убивает всех его жителей. Также в одной из вариаций бриджа звучит следующая фраза:

«И если ты думаешь, что отдаляешься,

я докажу, что ты не прав,

Ты будешь весь мой…»

Буквально намек на убийство Феликса, или же на то, что весь дом будет во власти главного героя.
День рождения Оливера. Источник: Vanity Fair
Красная сцена


В фильме кузина Феликса, Венеция, рассказывает байку о том, что встреча со своим двойником — это предзнаменование смерти. В следующий момент зритель наблюдает проходящую фигуру. И этот силуэт — в той же самой одежде, что и Каттон, сидящий за столом, — не кто иной, как Феликс. Еще одна отсылка к смерти героя.

В красной сцене, происходящей в том же помещении, что и прошлая, дворецкий задергивает шторы. Однако одно окно остается незанавешенным. В этом эпизоде у зрителя создается ощущение, что Феликс вот-вот снова пройдет мимо этого окна, но на самом деле слышится только звук каталки судмедэксперта, который перевозит тело героя. Чем еще эта сцена так примечательна для исхода и понимания сюжета? Во-первых, красный цвет так и кричит: «Стены Солтберна окрасятся кровью». Во-вторых, в этот момент Венеция нервно наливает себе красное вино и разливает его, что отсылает к ее «суициду» в ванной.

Также один из комментаторов на YouTube выдвинул теорию о том, что 5 персонажей за столом олицетворяют 5 стадий горя, где Элсбет (мать Феликса) — отрицание, Джеймс (отец) — гнев, Фарли (кузен Феликса из Америки) — торг, Венеция — депрессия, а Оливер — принятие. Почему все персонажи делают вид, что ничего не произошло, и ведут светские беседы? С одной стороны, это может быть намек на стереотип о британцах (способность держаться стойко в любой ситуации). С другой — светские беседы добавляют абсурдности ситуации: например, сцена с обсуждением шрифта надгробия Феликса после его похорон.
Ричард Э. Грант в роли Сэра Джеймса Каттона. Источник: Scene by Green
Искусные манипуляции Оливера: Элсбет и Венеция


Во время пресс-конференции по продвижению фильма Эмиральд Феннел, сценарист и режиссер картины, говорила, что видеть недостатки и слабости людей и пользоваться этим — суперсила Оливера. С точки зрения, например, Феликса, главный герой сыграл на его доброте, потому что знал, что Каттон был любителем помочь несчастным. Квик притворился таким же и, кроме того, что попал в его круг общения, оказался в Солтберн и, собственно, его заполучил. Когда он увидел сломленного после смерти Феликса Фарли, Оливер втерся к нему в доверие и в результате избавился от него, обвинив в употреблении кокаина.

Что же касается Элсбет, ключевой эпизод в динамике их отношений с Оливером — это сцена перед ужином после отъезда подруги мадам Каттон. Благодаря этому диалогу главный герой узнает о том, как манипулировать и матерью Феликса, и ее племянницей. Можно подумать, что управлять Элсбет можно с помощью тщеславия, однако это не так. Самый действенный способ — влиять на ее мнение. Элсбет — пример идеальной жены, поддерживающей патриархальное строение общества, зависимого от мужчин. И после «случайно брошенного» комплимента в ее сторону, она возносит Оливера в своих глазах и безропотно ему доверяется.

Из их взаимодействия становится ясно, что Венеция сексуально озабочена и страдает от расстройства пищевого поведения. Зная это, Оливер заставляет ее поесть, а уже на следующее утро она охотно завтракает. Однако, когда девушка поняла, что Феликс интереснее Квику, Венеция решила не подпускать его близко к себе, что позволило раскусить его. Но это привело ее к гибели.
Элисон Оливер в роли Венеции Каттон. Источник: Vanity Fair
Танец в конце фильма


В конце фильма зритель наблюдает танцевальную нагую импровизацию Барри Кеогана. Помимо демонстрации радости и удовольствия от победы, это насмешка, издевка и над семейством Каттонов, и над поместьем. Какой-то безродный голый убийца танцует в их особняке и так над ними смеется!

Почему вообще Оливер был голый? Это контраст с остальными сексуальными сценами в фильме. Большая часть подобных эпизодов показана крупным планом без детальной демонстрации (кроме сцены на могиле Феликса, но об этом редакция L! умолчит), а в этой сцене зритель наблюдает Кеогана со всех возможных ракурсов.

Заключительная сцена — Оливер танцует вокруг стола с театром кукол, которые символизируют 4 членов семьи Феликса. На подставке сверху лежат камни с именем каждого Каттона (их можно назвать «посмертными» или «могильными», такие камни члены семьи бросали в реку при смерти близкого родственника). Изначально этот театр кукол в центре комнаты не стоял, его переставил Оливер, а также выловил из реки все эти «посмертные» камни. Танцуя перед импровизированным театром обнаженным, он еще больше насмехается над семьей Каттонов, демонстрируя, что они всего лишь марионетки, которых кукловод решил ликвидировать.
Сцена на могиле Феликса. Источник: Entertainment Weekly
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?