21 ноября/ 2023
(Не)честная борьба за права: как продают водительские удостоверения
Текст: Фея Фиалка
Редактор: Полина Селезенка
Иллюстратор: Екатерина Колмыкова
Покупка прав — событие распространенное, привычное и общеизвестное. Желающих отчаянно бороться с бюрократией и сдавать экзамен самостоятельно становится все меньше. О том, как происходит сделка, — в нашем материале.
Получение водительского удостоверения — довольно распространенная и давно отрегулированная процедура. 31 мая 2022 года пришло и мое время получить заветную карточку. Недолго думая над выбором обучающей организации, я обратилась в ближайшую автошколу во дворе одного из спальных районов ЮЗАО. Тем более, название этого заведения красовалось в рейтинге 15 автошкол по отчетам ГИБДД и отзывам учеников за 2020 год.

При входе в автошколу меня встретил вежливый администратор, который спокойно и дружелюбно объяснил, что сдавать на права без «помощи» в Москве сейчас бессмысленно: потратишь больше времени и сил. Услуга под названием «сопровождение и помощь на экзамене» стоит около 30 тысяч, однако гарантирует стопроцентную сдачу практического испытания. Но меня сразу предупредили: скорее всего, права я получу со второго или третьего раза: статистика должна показывать, что ежегодные изменения в системе прохождения экзамена усложняют процедуру и препятствуют коррупции.

Средства в ГИБДД передаются через администратора — он же и направляет меня на экзамен. Оказалось, что проплачивать нужно не только экзамен в ГИБДД, но и внутреннее практическое испытание в автошколе. А это еще 8 тыс. рублей. Как мне объяснили, так выйдет дешевле: за каждую попытку прохождения внутреннего экзамена тоже придется платить, а сколько таких попыток будет — неизвестно.

Получается, что даже после прохождения полного теоретического и практического курсов в автошколе самостоятельно и бесплатно можно сдать только то, что не зависит от человеческого фактора, то есть экзамен на знание ПДД.
Теоретическая часть

Обучение теории вождения представлена как в очном, так и в дистанционном формате. Я воспользовалась советом администратора и выбрала онлайн-режим обучения. Этот вариант показался мне максимально удобным: можно слушать лекции в любое время с любого устройства.

В действительности мне отправили около десяти часовых видео, на которых пожилая женщина медленным тоном читает с компьютера правила дорожного движения и решает вопросы из билетов. Билеты, к сожалению, оказались не совсем актуальными: лекции записаны около трех лет назад, и никаких обновлений не предвидится.

Чтобы разобраться в теории дорожного движения, я начала искать объясняющие видео на YouTube. В отличие от уроков в автошколе, они оказались понятными, лаконичными, обновленными в соответствии с последними изменениями и, более того, бесплатными.

Курс теории мне обошелся в сумму около 10 тысяч. При этом никто не может проверить, ознакомилась я с отправленными мне лекциями или нет: платформа никак не отслеживает прогресс обучающегося. К слову, на первом видео из курса около 7000 просмотров, тогда как на последнем не более 1500. Получается, что люди покупают не столько сам теоретический курс, сколько галочку о его прохождении. Реальная подготовка к экзамену по теории заключается в использовании бесплатных ресурсов, таких как, например, YouTube и приложение «ПДД Дром», о чем свидетельствует огромное цифры по просмотрам и скачиваниям.

Возникает вопрос: можно ли обойтись без теоретического курса, если ученик может подтвердить знания ПДД при сдаче экзамена в автошколе и ГИБДД? При наличии открытого доступа к информации в интернете смысл занятий по изучению теории пропадает.

Кстати, опрос среди 100 студентов РАНХиГС показал, что более 50% респондентов считают изучение ПДД в автошколах бессмысленной тратой денег.
Диаграмма из проведенного опроса
Практическая часть

Многие из обучающихся берут дополнительные уроки с автоинструкторами. На «Профи.ру» огромное количество предложений от специалистов. В среднем инструкторы озвучивают ценник в 1200-1700 рублей за 60 минут.
Фото: личный архив
«Часы» вождения в автошколах длятся 45 минут, то есть курс из 20 часов практики по факту длится всего 15 астрономических часов. За такой непродолжительный период обучения освоить навык вождения практически невозможно. Можно, конечно, взять более длительный курс, однако в целях экономии чаще всего берут именно минимальный.

Прочие затраты

Липовая медицинская справка в автошколах — довольно популярный товар. Причем выдается она без каких-либо медицинских осмотров, а задаром — 4 тыс. рублей. Как уточнил администратор, и наркологу, и психиатру все равно придется платить. «Возможно, получится сэкономить около 500 рублей, если проходить специалистов самостоятельно, однако время и нервы стоят дороже», — аргументировал позицию сотрудник автошколы. И «продавцы» поддельных документов даже не интересуются, состоят ли их покупатели на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Следственно, на дорогу могут выехать люди, которые по объективным медицинским показаниям не должны находиться за рулем.

Выбор автошколы

Вспомнив о том, что выбранная мной организация находится в рейтинге лучших автошкол по данным ГИБДД, я решила проанализировать, на основе каких критериев и показателей составляются подобные списки.

На просторах интернета гуляет огромное количество различных рейтингов школ для будущих водителей. Во всех списках первые места занимают совершенно разные организации.

Согласно сайтам, публикующим рейтинги, критерии отбора автошкол следующие:

  • Качество обучения;

  • Отзывы учеников;

  • Расположение филиалов;

  • Стоимость обучения;

  • Состояние учебных автомобилей;

  • Процент успешно сдавших практический и теоретический экзамены;

  • Квалификация инструкторов и педагогов;

  • Наличие лицензии.

На мой взгляд, среди всех этих показателей объективные только расположение автошколы и состояние учебных автомобилей. Оценивание организаций по остальным критериям кажется довольно сомнительным. Все понимают, что отзывы можно заказать, да и настоящие рекомендации выпускников могут быть основаны на успешной покупке водительского удостоверения.

Квалификацию персонала оценить очень тяжело, так как теория сейчас в большинстве случаев изучается онлайн, то есть самостоятельно. Уровень обучения практике вождения может быть оценен с помощью экзамена, который также зачастую проплачивается. По этой же причине нельзя считать объективным показатель процента успешно справившихся с экзаменами учеников: эта статистика часто не имеет ничего общего с реальностью.

Иногда учитывается процент сдачи практических испытаний с первого раза. На сайтах автошкол часто можно увидеть рекламу с текстом «90% учеников школы успешно справляются с экзаменами в ГИБДД с первой попытки». Однако учитывая статистику, согласно которой процент сдачи с первого раза в 2023 году равен 18%, подобные заявления кажутся слишком громкими. Если автошкола не обманывает, то большинство из этих 18% отличников по России должны выпускаться именно из их заведения.

Стоимость обучения проанализировать можно, однако на сайтах образовательных учреждений нет данных о стоимости «сопровождения на экзамене», получения медицинской справки и сдачи внутренних испытаний. Кроме того, в автошколах могут различаться тарифы и «пакеты услуг», отчего заведения становится трудно сравнивать по критерию стоимости.

Наличие лицензии действительно важно, так как этот документ подтверждает право автошколы обучать людей. Тем не менее, лицензия не гарантирует качественное обучение или отсутствие коррупции.

По итогам проведенного мной опроса среди студентов, наиболее значимым критерием выбора автошколы были удобство расположения организации, стоимость и рекомендации знакомых.

После обучения только 10% выпускников водили автомобиль уверенно, еще 50% ощущали себя на дороге удовлетворительно. Однако 40% чувствовали беспомощность и страх.
Фото: личный архив
Огромная доля всех ДТП происходит по вине новичков на дороге. Соответственно, наиболее объективным показателем был бы процент аварийности среди выпускников конкретной автошколы в течение первых 2–3 лет после обучения. Эта цифра наглядно продемонстрировала бы и качество обучения, и профессионализм преподавателей, и уверенность выпускников школы на дороге.

Постскриптум

Мой опыт обучения в автошколе достаточно субъективен. Заветная карточка уже давно красуется у меня в кошельке, однако отточенными навыками вождения я, увы, похвастаться не могу. Возможно, в России есть организации с качественной системой обучения водителей, которые готовят своих учеников к самостоятельной сдаче экзаменов. Однако статистика по Москве остается достаточно плачевной и наталкивает на мысли об обучении в автошколе в другом городе. Механизм получения прав в столице хорошо отлажен, и на борьбу с этой системой у многих не хватает ни времени, ни сил.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?