«Часы» вождения в автошколах длятся 45 минут, то есть курс из 20 часов практики по факту длится всего 15 астрономических часов. За такой непродолжительный период обучения освоить навык вождения практически невозможно. Можно, конечно, взять более длительный курс, однако в целях экономии чаще всего берут именно минимальный.
Прочие затраты Липовая медицинская справка в автошколах — довольно популярный товар. Причем выдается она без каких-либо медицинских осмотров, а задаром — 4 тыс. рублей. Как уточнил администратор, и наркологу, и психиатру все равно придется платить. «
Возможно, получится сэкономить около 500 рублей, если проходить специалистов самостоятельно, однако время и нервы стоят дороже», — аргументировал позицию сотрудник автошколы. И «продавцы» поддельных документов даже не интересуются, состоят ли их покупатели на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Следственно, на дорогу могут выехать люди, которые по объективным медицинским показаниям не должны находиться за рулем.
Выбор автошколы Вспомнив о том, что выбранная мной организация находится в рейтинге лучших автошкол по данным ГИБДД, я решила проанализировать, на основе каких критериев и показателей составляются подобные списки.
На просторах интернета гуляет огромное количество различных рейтингов школ для будущих водителей. Во всех списках первые места занимают совершенно разные организации.
Согласно сайтам, публикующим
рейтинги,
критерии отбора автошкол следующие:
- Качество обучения;
- Отзывы учеников;
- Расположение филиалов;
- Стоимость обучения;
- Состояние учебных автомобилей;
- Процент успешно сдавших практический и теоретический экзамены;
- Квалификация инструкторов и педагогов;
- Наличие лицензии.
На мой взгляд, среди всех этих показателей объективные только расположение автошколы и состояние учебных автомобилей. Оценивание организаций по остальным критериям кажется довольно сомнительным. Все понимают, что отзывы можно заказать, да и настоящие рекомендации выпускников могут быть основаны на успешной покупке водительского удостоверения.
Квалификацию персонала оценить очень тяжело, так как теория сейчас в большинстве случаев изучается онлайн, то есть самостоятельно. Уровень обучения практике вождения может быть оценен с помощью экзамена, который также зачастую проплачивается. По этой же причине нельзя считать объективным показатель процента успешно справившихся с экзаменами учеников: эта статистика часто не имеет ничего общего с реальностью.
Иногда учитывается процент сдачи практических испытаний с первого раза. На сайтах автошкол часто можно увидеть рекламу с текстом
«90% учеников школы успешно справляются с экзаменами в ГИБДД с первой попытки». Однако учитывая
статистику, согласно которой процент сдачи с первого раза в 2023 году равен 18%, подобные заявления кажутся слишком громкими. Если автошкола не обманывает, то большинство из этих 18% отличников по России должны выпускаться именно из их заведения.
Стоимость обучения проанализировать можно, однако на сайтах образовательных учреждений нет данных о стоимости «сопровождения на экзамене», получения медицинской справки и сдачи внутренних испытаний. Кроме того, в автошколах могут различаться тарифы и «пакеты услуг», отчего заведения становится трудно сравнивать по критерию стоимости.
Наличие лицензии действительно важно, так как этот документ подтверждает право автошколы обучать людей. Тем не менее, лицензия не гарантирует качественное обучение или отсутствие коррупции.
По итогам проведенного мной опроса среди студентов, наиболее значимым критерием выбора автошколы были удобство расположения организации, стоимость и рекомендации знакомых.
После обучения только 10% выпускников водили автомобиль уверенно, еще 50% ощущали себя на дороге удовлетворительно. Однако 40% чувствовали беспомощность и страх.