4 августа/ 2023
По ту сторону учительского стола
Текст: Екатерина Петина
Редактор: Анна Славинская
Иллюстрации: Лариса Степанова
Профессия учителя скрывает много подводных камней. Чтобы показать иную сторону школьной жизни, мы поговорили с педагогами, школьным психологом и учениками.
Немногие знают о том, как живется современному учителю в школьных стенах и с какими проблемами он сталкивается во время работы. Множество стереотипов окружает эту профессию, но мало кто хочет разбираться в ее тонкостях.

Я из семьи учителей и на протяжении всей жизни видела, как тяжело отцу и матери, которые каждый вечер заполняют невероятное количество отчетов и отвечают на назойливые звонки родителей, недовольных оценкой своего ребенка. Иногда у людей даже не возникает мысли посмотреть на эту профессию под другим углом, все кажется очевидным. Но что известно об учителях? Они ходят в строгой одежде, поддерживают дисциплину, пьют чай в учительской, ругают отстающих учеников, а дома, конечно же, ничего не делают. К сожалению, верны стереотипы об официальном дресс-коде и стремлении давать знания. Когда с детства видишь всю подноготною этой профессии, в голову не может прийти и мысли вести себя в школе плохо или дерзить. Более того, известна история, как учительница выслушивала пятиминутную брань от восьмиклассника за замечание о курении. После такого романтизировать профессию просто не получается.

Из всех проблем, с которыми сталкивается учитель, самая серьезная — результаты ЕГЭ. Экзамены не только оставляют отпечаток на нервной системе детей, но и влияют на карьеру педагога. В 2023 году варианты были сложные, многие завалили экзамен, базовых знаний выпускников хватало максимум на 60 баллов.
Виктория Суворова, учитель с двадцатилетним стажем, поделилась своей историей: «В этом году в моем образовательном классе оказалось 3 двойки, в профильном классе — десять. Несмотря на то, что в специализированных классах обществознание и социология преподается 9 часов в неделю. Нас, учителей, вызвали к директору, раскритиковали за отсутствие профессиональных навыков. Всем педагогам необходимо было писать объяснительную, в которой подробно указывалась причина плохой оценки каждого ученика. Иногда получались большие стопки листов А4 с характеристиками детей». В этой ситуации дело обошлось выговором и большим объемом бумажной волокиты, но есть и те, кто пострадал сильнее.

В другом корпусе школы произошла история с коллегой Виктории, потрясшая педагогический состав своей абсурдностью: «Учительница математики полжизни проработала в школе, жалоб от учеников не поступало, даже учитывая то, что это трудный и требующий концентрации предмет. За полгода до экзамена каждый педагог пишет отчеты об успеваемости и просит отстающих по предмету детей не сдавать профильную математику, а перейти на базовый уровень. Но ведь никто не согласится терять возможность поступить в вуз на востребованную специальность, ученики думают, что успеют подготовиться или в крайнем случае списать. Когда пришли результаты, оказалось, что дети получили 20 двоек на всю параллель, все ребята из ее классов. Комиссия стояла на ушах, ведь это сильный удар по репутации школы, учителей 11-х классов экстренно собрали на совещание и при всех сказали, что из-за ужасных баллов педагогу математики необходимо писать заявление "по собственному желанию" и искать новую работу. Все понимают, что администрация может только угрожать, и для увольнения требуются более веские основания».

В этой истории педагог сохранил рабочее место, однако сложно представить, что происходило в душе у человека, который не единожды пытался предотвратить подобный исход дел. Виноват ли учитель, что ученики не успевают осваивать программу? А главное — справедливы ли обвинения?
Обозначим проблемы

  1. Необходимо помнить, что учителю каждый день по 7–8 часов приходится работать с классами, в которых обучается по 34 человека, и он физически не может уделить время каждому.
  2. По всем требованиям Министерства образования ученикам преподают материал исключительно школьной программы, в которой отсутствует блок углубленных знаний, требующихся для успешного решения С-части экзамена. Подготовка к экзаменам в неспециализированных школах происходит только на элективах и дополнительных занятиях, которые ученики чаще всего пропускают в пользу более важных, по их мнению, дел.
  3. Заинтересованность в сдаче экзаменов должна проявляться в первую очередь у самих подростков, которых можно разделить на тех, кто стремится к поставленным целям в образовании, и на тех, кто не видит смысла расширять свои знания.
Роль мотивации

Во время разговора со школьным психологом Еленой Дудиной удалось выяснить ряд тенденций снижения мотивации у школьников.

«Ко мне часто обращаются с претензией, что дети каждый год все меньше хотят учиться. Я могу выявить три причины, почему ученики теряют мотивацию.

Во-первых, самым важным фактором, влияющим на уровень мотивации, становится социальная среда, в которой находится школа. Когда классы набирают по месту жительства, следует ожидать, что дети воспринимают обучение как должное и ни к чему не обязывающее, в отличие от тех, кто стремится поступить в профильные лицеи. При зачислении в школы по конкурсу дети сразу чувствуют конкуренцию и ответственность за сохранение права обучаться в специализированном классе. Дети в таких школах изначально нацелены на высокие результаты. В такой среде учителя дают более глубокие знания, ведь поддерживать интерес ребенка к предмету легче, когда он изначально увлечен.
Во-вторых, иногда ученик просто не понимает, чем он хочет заниматься. Обычно при таком раскладе в жизни ребенка не участвуют родители. Ведь именно семья формирует и закладывает необходимые ценности. Если ученика дома не поддерживают или не интересуются его деятельностью, то подросток теряет мотивацию и не предпринимает попыток развивать свои навыки.

В-третьих, учителя и психологи отмечают ухудшение усваиваемости материала, связанное с использованием учениками различных приложений и сайтов. Дети ищут ответы и даже не стараются сделать работу самостоятельно, ведь Google и Photomath помогают решить любые примеры, а чат GPT пишет сочинение-рассуждение не хуже учителя литературы. Широкая доступность к любому источнику информации укрепляет уверенность в предрассудках о том, что на экзамене получится списать и найти ответы, что, увы, практически невозможно».
После этих доводов интересно узнать мнение самих учеников о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться при подготовке к экзаменам:

Елизавета Репина, 11 класс, Красноярск: «Нас с самого начала запугивали ЕГЭ. Моральное давление очень сильно сказывалось, ведь от экзамена зависит наше будущее. Я пыталась сконцентрировать внимание только на тех предметах, которые собираюсь сдавать, совмещать подготовку с другими уроками в школе получалось плохо. Репетитор у меня был только по английскому языку, но на удивление баллы оказались ниже, чем по тем предметам, к которым я готовилась самостоятельно».
Всеволод Филиппов, 11 класс, Москва: «Я занимался подготовкой к экзаменам на протяжении двух лет. Первый год я занимался с тремя репетиторами. В следующем году я передумал сдавать физику и решил сдавать обществознание. Таким образом, у меня появился еще один репетитор. Самостоятельно я особо не занимался, а в школе нас почти не готовили к экзаменам. Более того, при подготовке к ЕГЭ преимущественно мешали школьные уроки из-за большого количества бессмысленной информации, которая не относится к экзаменам. Также мешала моя собственная лень, потому как подготовка требовала большой концентрации на образовательном процессе. Если говорить о школьных учителях, то мне вообще сказали не решать варианты, а учить то, что дают из учебника во время занятия. Только по русскому учитель и правда нас готовил на допах. Домашнюю работу спрашивали на некоторых предметах и это было очень тяжело, когда нужно решать все сразу. К счастью, на многих уроках нам разрешали решать варианты, сидя на задней парте».
Не только ЕГЭ является сложным экзаменом, многие ученики 9-х классов отмечали, что к ОГЭ приходилось готовиться не менее усердно.

Дмитрий Логинов, 9 класс, село Залесово: «Чаще всего не мог просто заставить себя учиться, постоянно откладывал на потом и надеялся списать, если честно... У меня школа обычная, нас никто не заставлял делать что-то, кроме уроков. Мама сразу знала, что я на тракториста пойду, и не вмешивалась...»

Руслан Тихонов, 9 класс, Москва: «Я учился в кадетском классе. Из-за допов и учебы в школе до 6 часто не оставалось сил. Я еще занимался в музыкальной школе, поэтому время приходилось выкрадывать. Хотелось бы, конечно, чтобы в школе нам давали выбор, к чему хотим готовиться. А нам на всех предметах давали кучу материала, который нужно было учить. Еще и домашнего задания много. У меня были репетиторы по каждому предмету. Думаю, именно это помогло все сдать на высокие баллы».
Роль учителя

После совместных рассуждений бóльшая часть ребят соглашалась с тем, что нельзя возлагать весь успех или провал на учителя. На сдачу экзаменов влияет много факторов: заинтересованность ученика, система обучения в школе, помощь родителей, наличие репетиторов. Учитель при таких условиях становится связующим звеном. Он может помочь увидеть пробелы в знаниях, рассказать о структуре варианта и порядке экзамена, но педагог не властен над школьной системой. Он не может изменить ситуацию с нагрузкой, сделать больше уроков для подготовки к ЕГЭ или просто рисовать оценки тем, кому предмет не нужен.

Каждый день педагоги сталкиваются с неизменчивой школьной системой. При этом требования и напор со стороны органов управления неуклонно растет. Учитель теперь не наставник, друг и помощник, а инструмент, с помощью которого пытаются извлечь максимальную выгоду.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?