03 марта/ 2021
«С людьми нужно разговаривать»
Автор: Наталья Якобашвили
Редактор: Полина Панова
Иллюстрации: Evrone Design
Студентка и медсестра Аникеева Екатерина – о дистанционной учебе в медицинском вузе и работе в ковидном госпитале.
О медицинском удаленном образовании

Медицинское образование и дистанционный формат обучения, по-моему, вещи несовместимые. Особенно если мы говорим о будущих медиках-практиках, работающих с людьми, а не о медиках-ученых, которые будут заниматься лабораторной работой. Когда на 4 курсе ты переходишь к клиническим парам, то сам сок в том, что тебе приходится постоянно находиться в больнице.
Студент должен привыкать к тому, как функционирует больница, как устроена коммуникация между персоналом, как общаться с пациентами. К тому же в каждой клинике есть своя специфика работы, и понять ее можно только непосредственно пребывая там.
Да, мы делаем задания преподавателей, отвечаем на вопросы и потом загружаем их на сайт, но практическая часть - отсутствует. Можно посмотреть что-то в учебниках, но большинство из них старые и содержат неактуальную информацию, клинические рекомендации, по которым уже давно не лечат, и которые просто признали опасными.

Медицинская литература очень дорогая и в сети зачастую нет нужной информации. Чтобы по-настоящему понять материал, нужно куда больше источников.
Есть большая разница: прочитать, что такое гипогликемическая кома [человек теряет сознание, резко бледнеет, у него холодный липкий пот] и увидеть своими глазами пациента в этом состоянии, и то, как он из этого состояния выходит «на кончике иглы» [человеку мгновенно становится лучше, как только вводится совсем небольшое количество глюкозы].
О работе в период пандемии

Сейчас, конечно, в больнице очень много пациентов, но медицинскому персоналу не привыкать к нагрузкам. Первым делом нас старались обеспечить средствами защиты.

Сначала это были только маски, потом поменяли халаты. Теперь больница делится на «грязную» и «чистую» зоны, появились новые протоколы лечения и противочумные костюмы. Все меняется очень быстро, сразу адаптироваться бывает сложно.
Кажется, вот ты только начал работать по новым правилам, но в следующую твою смену все будет устроено совершенно по-другому.
О расписании работы в больнице по часам

В 08:00 уже нужно начать работать. Сначала я иду измерять уровень сахара в крови у больных, потому что его измеряют натощак. Дальше, как правило, нужно колоть инсулин людям с сахарным диабетом, потому что он колется за 30-60 минут до завтрака. После этого больные начинают завтракать, и, пока они едят, можно написать какую-то документацию, заполнить журналы. Но есть еще тяжелые больные, которые сами не могут выпить таблетки или которые едят через назогастральный зонд. Первым я должна выпоить таблетки, а после проверить, чтобы они точно выпили их, а не выкинули лекарства. Вторых необходимо покормить, а значит приготовить заранее питание, согреть его.

Пока больные отдыхают после завтрака, я начинаю готовить уколы или капельницы для дневных процедур. Около 12 я второй раз меряю сахар за сутки. До обеда нужно успеть все капельницы поставить и снова колоть инсулин диабетикам перед едой. Сделав все это, я сама тоже могу пойти на обед. Днем еще нужно долить дистиллированную воду в аппараты подачи кислорода. Потом я раскладываю таблетки для больных на следующий день, это занимает много времени, так как в моем крыле лежит около 40 человек и у каждого свои индивидуальные дозировки. Если каких-то таблеток не хватает, то нужно выписать, сходить и получить их в другом отделении. Этим я обычно занимаюсь до 16 часов. После я снимаю ЭКГ больным, которым его назначает врач.

В 17:00 снова нужно померить сахар перед ужином, поставить уколы инсулина, а в 18:00 померить температуру. Дальше я начинаю готовить растворы уже для вечерних уколов, их я ставлю с 19:00. В 21:00 я в последний раз меряю сахар. Потом с листом температур и значениями сахара в крови я иду к дежурному врачу, рассказываю о больных, может, кто-то температурит или кому-то нужно экстренно менять лечение.

Ночью я слежу, чтобы все тяжелые больные, которые дышат кислородом «на маске» - нормально им дышали. Дальше я делаю бумажную работу – составляю выборку историй болезни, отмечаю температуру, заполняю направления на мазки и подготавливаю пробирки. Потом – мытье процедурного кабинета и подготовка лекарств к утренним процедурам. Больным, которые не могут помочиться самостоятельно, нужно поставить мочевой катетер.

Но редко случается так, чтобы все шло по плану. Пациенты поступают в разное время, и в относительно свободное, и в разгар проставления уколов. Это моментально выбивает из колеи. Конечно, многое зависит от количества поступающих больных и их состояния. Бывает, что поступившего нужно сразу же подключить к кислороду, сразу же начинать лечить и поэтому на остальных пациентов внимания приходится меньше.


О приказе направить студентов мед. вузов на практику в ковидные госпитали

Нужно спрашивать. С людьми нужно разговаривать. Нужно объяснять, что есть нехватка персонала и как тяжело приходится врачам и больным. Студенты, которые горят своим делом – согласятся. Многие же просто боятся, так как они, например, живут с бабушками и дедушками или детьми. Поэтому необходимо создавать условия: вводить казарменный режим, сделать так, чтобы студенты могли жить не дома и не контактировать со своими родственниками. Так, возможно, большее количество студентов согласилось бы на подобную практику.
В такой ситуации «приказывать» нет смысла. Студенты-медики тоже люди, они тоже боятся.
Для студентов, которые еще только учатся, эпидемия в России, мировая пандемия – уникальный и полезный опыт. Сегодня он - студент, через пару лет - ординатор, а еще через 10 – главный врач, заведующий больницей, в которой 5 корпусов. И если такая ситуация возникнет снова, решения придется принимать именно ему, сегодняшнему студенту. А если он работал в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, то он хотя бы примерно представляет: как выстраивать работу отделений, с чего вообще начать, какие возможны последствия.
Мы побеждаем заболевание, но не его причину. Значит, нет гарантии, что следующие поколения будут иметь иммунитет к этому вирусу. Поэтому студентам важно видеть клиническую картину своими глазами.
О том, зачем работать и учиться одновременно

Врачи, которые работали в студенчестве, как правило, благодарны себе, своим тогдашним врачам-наставникам, самой больнице и всем пациентам, потому что только с их помощью они смогли получить настоящую практику.
Лично мне первые два месяца работа казалась адом.
Ты не понимаешь, что входит в твои обязанности, а что нет. Как главврач связан с заведующими отделениями, те, в свою очередь, с лечащими врачами, последние с медсестрами и санитарами. Понадобилось три-четыре месяца, чтобы во всем до конца разобраться.

Сейчас из-за большого потока больных на одну медсестру приходится много пациентов, поэтому студентов можно было бы «приставлять», показать, как делать назначения и работать с медицинскими картами. Это несложно и научить этому можно довольно быстро. Да, будет тяжело, но это только в первые две недели. Потом медсестры будут рады, что научили чему-то студентов и теперь могут выпить воды три раза за смену, а не один.
Тяжело брать на себя ответственность. Кажется, что не потянешь такую сложную учебу и работу в больнице одновременно.
Но потом твоим преимуществом будет то, что ты видел разные клинические случаи. Ты уже никогда не забудешь то, что видел своими глазами. В то время как прочитанное в учебнике редко задерживается в памяти надолго.
Что почитать еще?