Алина Калинина: С какими трудностями вы столкнулись в вашем ресторане? Эльдар Мурадов: Основное — это снижение гостевого потока. Первые пару недель он был минимальный, поэтому были приняты меры в виде приостановки покупки алкоголя и тех позиций, которые сильно подорожали. Меню было скорректировано, чтобы сохранить предыдущие цены. Мы отказались от позиций, где была микрозелень (горох, лук и подобные добавки в блюдах), тем самым уменьшили себестоимость продукции. Добавили доступные по ценам закуски — мезе в азиатском стиле (например лепешка — 190 руб., острые древесные грибы — 220 руб. — прим. ред.) Также были изменены смены сотрудников, исходя из нового гостевого потока.
А. К.: Насколько сильно российские рестораны зависят от импортных продуктов? Возможен ли полный переход на отечественные? Э. М.: Это возможно, но пострадает гость: итоговый продукт будет достаточно скудным. Насколько сильно зависимы рестораны — зависит от концепта самого заведения. Европейские зависят больше, им будет сложно проводить импортозамещение. Оливки и каперсы сложно вырастить в России. Но вот азиатские рестораны не так пострадали — стоимость на нужную им продукцию выросла не так сильно.
А. К.: На сколько в вашем ресторане поднялись цены, можно ли их удержать? Э. М.: Мы принципиально не поднимали цены, а искали альтернативные способы решения вопроса. Но их пришлось поднять на алкоголь, особенно на вино, так как входная цена повысилась. Это распространилось на бутылки, а для бокальных позиций мы нашли более доступные по стоимости варианты.
А. К.: Почему курс более или менее стабилизировался, а цены продолжают расти? Э. М.: На самом деле наши коллеги стараются до последнего удержать доступность их проектов. Поднимать цены могут из-за дефицита на что-то или банального желания заработать и у поставщиков, и у рестораторов.
А. К.: Покупаете ли вы заранее продукты, исходя из возможности их исчезновения? Э. М.: Нет, мы не закупаем. Чем больше мы покупаем, тем больше они портятся. Мы адаптировались и создали быстрый способ изменения меню. Оно у нас печатается в самом заведении, на данный момент мы отказались от услуг типографии, чтобы быть более оперативными.
А. К.: Какие продукты стали самыми дорогими и дефицитными? Э. М.: Морепродукты и рыба очень подорожали. Яркого дефицита не наблюдается — мы ищем аналоги. Тот же пармезан, при желании, можно найти.
А. К.: Отечественное производство хуже иностранного? Как проходят договоренности с фермерами? Э. М.: С фермерами трудно работать, так как они редко могут выдержать объем общепита. Нельзя сказать в общем, хуже или лучше отечественное производство. Зависит от продукта: если оливковое масло, то хуже, если морепродукты, то нет.
А. К.: Какой сейчас гостевой поток? Э. М.: Сейчас поток увеличивается, так как это один из способов времяпрепровождения, а вариантов досуга сегодня не так много.
Около 40% импортных продуктов используются в ресторанах среднего сегмента, заявляет Артём Ломизе в разговоре с
«Коммерсантом». Сообщается также, что салат Романо подорожал в 3 раза, магаданские креветки на 30%, мясо на 10%.
Современные проблемы потребовали от рестораторов умения адаптироваться к новым условиям. В целом, заведения могут выжить и в такой обстановке — отечественное производство способно заменить многие зарубежные позиции. Однако все еще есть продукты, которые остаются дефицитными в России.