3 мая/ 2023
В память Рюити Сакамото
Текст: Алина Наимбоева
Редактор: Яна Сидорова
Японский композитор Рюити Сакамото, знакомый слушателям по саундтрекам к «Последнему императору» и «Выжившему», умер 28 марта в возрасте 71 года от онкологического заболевания. L!Media подготовила несколько интересных фактов о выдающемся музыканте.
Рюити Сакамото в 2017 году
Фото: Reuters
Рождение стиля

Творческий путь Рюити Сакамото начался еще в детстве, когда родители отдали его в музыкальную школу. По воспоминаниям композитора, он всегда любил сочетание классики и западной поп-музыки. На занятиях с удовольствием играл произведения Баха и Моцарта, а дома слушал The Beatles и The Rolling Stones. Уже тогда у Сакамото возникло желание «освежить» сухую академическую игру на фортепиано западными и азиатскими нотками.

В 1978 году музыкант вместе со своими друзьями Юкирихо Такахаси и Харуоми Хосоно основал музыкальную группу Yellow Magic Orchestra. Они были одними из первых, кто начал создавать музыку в жанре футуристического техно-попа. Дебютная композиция, Computer Game, стала абсолютным хитом и была продана тиражом 400 тыс. экземпляров. К 1980-м годам о них уже знал весь мир, а фанаты были в восторге от Yellow Magic Orchestra. Группа снискала популярность не только в Японии, но и по всему миру. Даже Майкл Джексон записал собственную версию песни Behind the mask, которая была написана Рюити Сакамото.
Две культуры — один композитор

Наибольшую известность Рюити Сакамото принес фильм «Последний император» (The Last Emperor) 1987 года, снятый итальянским режиссером Бернардо Бертолуччи. За музыку к кинокартине композитор получил долгожданный «Оскар», удостоился премии «Грэмми» и награды Британской академии кино и телевидения BAFTA. В своем документальном фильме «Рюити Сакамото: Кода» он много вспоминал о работе с Бернардо Бертолуччи:

«Музыка должны быть китайской, но западной. Древней, но современной. Этой мой фильм, говорил он. Понимаешь, Рюити, это же мой фильм, а противоречия — это моя тема».
Интересно, что Сакамото должен был получить еще одну номинацию на премию «Оскар» за известный саундтрек к фильму «Выживший» с Леонардо Ди Каприо. Причиной отказа Академии кинематографических искусств и наук стало использование в произведении фрагментов старых работ Рюити Сакамото и соавторство с другими композиторами Alva Noto и Брайсом Десснером.
Трудоголик широких взглядов

Рюити Сакамото всегда отличался большим трудолюбием. К примеру, его сет «2019», который вместил в себя все саундтреки к фильмам, написанные за тот год. Их насчитывалось около 83, среди которых композиции из сериала «Черное зеркало», японского мультфильма про динозавра My TYRANO и фильма «Проксима».

Помимо создания саундтреков он занимался авторскими альбомами, озвучивал Олимпиаду в Барселоне в 1992 году, продюсировал других артистов, занимался актерской и писательской деятельностью и, конечно, всегда был открыт новому звучанию в музыке. Сакамото работал с Дэвидом Силвианом, Томасом Долби, Нам Джун Пайком, Дэвидом Берном и многими другими талантливыми артистами.

21 апреля, уже после смерти музыканта, Suga (псевдоним Agust D) из корейской группы BTS выпустил композицию Snooze, написанную вместе с Рюити Сакамото. Она стала последней песней в дискографии композитора.
Глубокое погружение

Казалось бы, Сакамото уже нашел то самое альтернативное звучание, которое так долго искал. Слияние японской и западной культур ярко прослеживалось не только в коллаборациях с иностранными артистами, но и в работах «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» 1983 года и Riot in Lagos 1981 года. Однако композитор продолжил искать. Сакамото ушел от знаменитой «троицы» средств музыкальной выразительности — мелодии, гармонии и ритма — самостоятельно изучил звук, его ноты и акустические значения. В документальном фильме «Кода» можно увидеть его с ведром на голове под сильным дождем — именно так он вслушивался в звуки падающих капель.

«Само существование звука уже заведомо осмысленно. Мы, люди, обычно берем на себя смелость решить, какой звук приятен, а какой нет. Но я предлагаю прислушиваться к любому звуку без предрассудков», — говорил Сакамото в фильме «Кода».

В своем последнем альбоме «12», выпущенным за два месяца до смерти, он продемонстрировал все свое мастерство, позволяя погрузиться в воображаемый мир, созданный композитором. До своего последнего дня Рюити Сакамото продолжал сочинять мелодии, искать новый звук и самое главное — слушать мир вокруг себя и позволять услышать его другим.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?