4 мая/ 2023
Зин-культура: история и современность
Текст: Диана Алексеева
Редактор: Дария Кузнецова, Айтан Мамедова
Иллюстрации: Катерина Власова
Что можно назвать самой демократичной формой искусства, к которой может обратиться любой человек? Какой DIY объединяет печать, арт-практику и свободу? Как зин превратился из малотиражного панковского журнала в предмет искусства и коллекционирования?
Что можно назвать самой демократичной формой искусства, к которой может обратиться любой человек? Какой DIY объединяет печать, арт-практику и свободу? Как зин превратился из малотиражного панковского журнала в предмет искусства и коллекционирования?
Зин (от «fan magazine» — фанатский журнал) — любительское независимое издание с малым тиражом. Основная цель — предоставить платформу для печати и распространения разных творческих материалов: от поэзии и критических заметок до иллюстраций и коллажей.
Техника

Зин может послужить универсальным способом осмыслить происходящее и выразить чувства. В нем нет точных и обязательных техник и форматов, но есть ряд продуктов творческой деятельности человека, которые вместе рассказывают историю. Они могут быть нарисованы или склеены, размером с ватман или со спичечный коробок, напечатаны в типографии или на домашнем лазерном принтере. Главное — самовыражение. В основном, зины производятся одним человеком или группой людей для узкого субкультурного круга, а издатели практически не получают материальной выгоды.
Начало

Зиновое движение началось в 1930-х годах в Соединенных Штатах, когда многие создавали собственные DIY-журналы (от «Do It Yourself», «сделай это сам» — изготовление вещей своими руками с помощью подручных материалов), чтобы избежать цензуры и ограничений коммерческих издательств. Их делали на обычных печатных машинках и распространяли среди узкого круга друзей и коллег.

С 40-х годов в США стали популярны журналы научной фантастики, а в 60-х и 70-х годах зины сделались частью культурных движений: феминизм; хиппи; панк. С помощью них активисты распространяли доступную информацию на как можно большую заинтересованную аудиторию. Первые авторы зинов хотели демократизировать культуру и создать почву для сопутствующего развития музыкальной журналистики - материалы о панк-музыке, которые распространялись подпольно.
Зины в России

В российском контексте зины традиционно ассоциируются с термином «самиздат», который существовал скорее вопреки цензуре, нежели ради свободы выражения мнений. Создание термина приписывают поэту и переводчику Николаю Глазкову, издававшему свои переплетенные тетради со стихами «самсебяиздат».

История панковских зинов в России насчитывает несколько десятилетий. В СССР панк-культура была под запретом, и первые представители движения сами организовывали концерты и создавали листовки. Зины были единственным способом узнать о новых группах и событиях в культуре.

В России первые зины появились в конце 70-х годов. К примеру, журнал «Стена», основанный Дмитрием Кузнецовым в Ленинграде, публиковал стихи, рисунки и фотографии рок-групп. В 80-х годах панк-культура стала более популярной, и многие группы и их фанаты создавали собственные зины.

«Крыса» — один из самых знаменитых зинов, основанный в 1985 году в Ленинграде. Главный редактор — Игорь Гуляев, стал одним из тех, кто распространял панк-музыку и культуру в России. В зинах печатали интервью с музыкантами, рецензии на концерты, авторские колонки, а также новости о российских и зарубежных группах.

Наравне с популярностью рок-музыки возрос и интерес к альтернативному самиздату. В 1990-ом году был принят Закон «О печати и других средствах массовой информации», который юридически закрепил формирование медиапространства аудитории, и зины перестали быть подпольной прессой, став формой СМИ. Более того, они стали более доступными для массовой аудитории, благодаря веб-версиям. Несмотря на это, многие зины продолжают выходить и печататься вручную.

Сегодня зины — культурные артефакты или предметы коллекционирования и эстетического наслаждения. Современные зины освещают жизнь местной панк-хардкор сцены, локального сообщества или отдельного художника, а также активистские темы с социальной повесткой: купи журнал, поддержи кризисный центр.
Фестиваль

С 2017 года в Москве проходит «ГРАУНД зин фест» — первый в России фестиваль авторской книги и малотиражной литературы. Он призван включить российских авторов в движение авторского тиражного издательства. А также показать актуальность и значимость дальнейшего развития этого направления для книжного и художественного сообществ. Среди подобных площадок: Deficit Moscow Art Book Fair и Benzine store, «Вкус бумаги», Books around the corner. Эти мероприятия предназначены для распространения зинов и способствуют их популяризации.
Кафе

Интересный пример пространства, построенного на идее искусства самиздата — зин-кафе «Тираж», где самодельные журналы стали главной особенностью интерьера. «Тираж» поддерживает печатные инициативы, поэтому здесь представлены авторские зины, открытки и печатная графика от современных художников, индивидуальных авторов и микро-издателей.
Трудности

Внутри такого локального направления, как зины, появляется еще более узконаправленное течение, в котором продвигается иллюстративность и концептуальный арт-подход – фандомные зины (фандом — сообщество фанатов определенных сериалов, книг, игр и тп). Такие издания в основном некоммерческие и выживают за счет интереса создателей: организаторов, художников, верстальщиков, писателей. А также на энтузиазме фанатов, оформляющих предзаказы задолго до выхода зина из печати.

В России зин-культуре не хватает площадок, где их можно было бы продавать и покупать. Проблемы есть и с печатью — не все издательства умеют грамотно работать с арт-темой и передавать задумку автора. Нужно помнить также, что зин должен оставаться сугубо локальной, личной историей, где автор или авторы делятся собственными мыслями, историями и проблемами.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?