Зины в России В российском контексте зины традиционно ассоциируются с термином «самиздат», который существовал скорее вопреки цензуре, нежели ради свободы выражения мнений. Создание термина приписывают поэту и переводчику Николаю Глазкову, издававшему свои переплетенные тетради со стихами «самсебяиздат».
История панковских зинов в России насчитывает несколько десятилетий. В СССР панк-культура была под запретом, и первые представители движения сами организовывали концерты и создавали листовки. Зины были единственным способом узнать о новых группах и событиях в культуре.
В России первые зины появились в конце 70-х годов. К примеру, журнал «Стена», основанный Дмитрием Кузнецовым в Ленинграде, публиковал стихи, рисунки и фотографии рок-групп. В 80-х годах панк-культура стала более популярной, и многие группы и их фанаты создавали собственные зины.
«Крыса» — один из самых знаменитых зинов, основанный в 1985 году в Ленинграде. Главный редактор — Игорь Гуляев, стал одним из тех, кто распространял панк-музыку и культуру в России. В зинах печатали интервью с музыкантами, рецензии на концерты, авторские колонки, а также новости о российских и зарубежных группах.
Наравне с популярностью рок-музыки возрос и интерес к альтернативному самиздату. В 1990-ом году был принят
Закон «О печати и других средствах массовой информации», который юридически закрепил формирование медиапространства аудитории, и зины перестали быть подпольной прессой, став формой СМИ. Более того, они стали более доступными для массовой аудитории, благодаря веб-версиям. Несмотря на это, многие зины продолжают выходить и печататься вручную.
Сегодня зины — культурные артефакты или предметы коллекционирования и эстетического наслаждения. Современные зины освещают жизнь местной панк-хардкор сцены, локального сообщества или отдельного художника, а также активистские темы с социальной повесткой: купи журнал, поддержи кризисный центр.