22 февраля / 2024
Звук для подкаста: с чего начать?
Текст: Анастасия Гурьянова
Редактор: Елизавета Романова
Иллюстратор: Екатерина Колмыкова
Женя и Настя запустили подкаст «Молодость простит» о проблемах взросления и на примере своей работы поделились, как происходит производство медийного контента и почему в подкастах так важно студийное звучание.
Кому и чем эти знания могут быть полезны

Можно заметить, что топовые подкасты иногда не отличаются хорошим качеством. Неприметная обложка, скромное описание, необработанный звук, грубые склейки — никто не обращает на это внимание, если подкаст имеет аудиторию и интересное содержание. При этом высокие рейтинги и активность слушателей запускают рекомендательные алгоритмы для таких подкастов снова и снова.

Учитывая информационный поток, возбудить интерес к новому проекту без каких-либо вложений очень сложно. Поэтому в такой конкурентной среде хорошее качество звука станет очевидным преимуществом, которое поможет привлечь как потенциальных слушателей, так и модераторов платформ. Питчинг — прямую презентацию с целью найти модераторов — Женя и Настя не делали, однако модераторы взяли подкаст «Молодость простит» на фичеринг, то есть добавили на титульные страницы, баннеры, распределили в тематические подборки. Это очень помогло с просмотрами и алгоритмами: пока подкаст стабильно выпускался, удавалось держаться в рейтингах даже без затрат на продвижение.
Подкасты в подборках и на баннерах стримингов — это размещения модераторов
Источник: Castbox
Из чего состоит производство медийного проекта

Традиционно процесс создания контента, такого как кино, музыка или другие медийные продукты, разделяют на предпроизводство, производство и постпроизводство, после которых идет распространение медиаматериала. Предпроизводство означает подготовку к осуществлению проекта, например, это может быть предварительный подбор вариантов музыки и саунд-дизайна в соответствии с концепцией подкаста. Производство — это запись и сопутствующие ей действия, которые помогают получить качественный контент. А постпроизводство — это создание готового продукта из наработанных материалов. К этому этапу относят монтаж, обработку записей для повышения качества, техническую подготовку звука и аудиофайла для тиражирования.

Понимание основ цикла поможет сэкономить время, и иногда существенно. Если идея выпуска готова, запись и постпроизводство можно заказать под ключ или поэтапно. 2 часа записи в студии могут стоить от 2 тыс. рублей. Созданием уникального саунд-дизайна (перебивки, джинглы, музыкальные вставки) занимается музыкант или специальный сервис. Если звукорежиссер со всеми включенными услугами будет оценивать свою работу, допустим, в 200 рублей за минуту, получится 24 тыс. рублей за 2-х часовую запись. В общем на цикл производства с профессиональным звучанием может потребоваться 25 тыс. рублей и выше. Не всем это по карману, да и в некоторых случаях такие траты могут быть излишними.

Если продукт создается своими силами, то даже простые навыки записи, монтажа, реставрации (улучшения и восстановления), сведения (гармоничного соединения дорожек) и мастеринга звука (подготовки к цифровому тиражированию) улучшат качество любого медийного контента. В материале рассматриваются только те пункты, для которых не требуется погружение в технические детали. Этих шагов хватит для создания выпуска. А полный цикл с программными обработками, повышением качества звучания и предотвращением цифровых ошибок читайте во второй части материала L!
Саунд-дизайн подкаста

Если кратко, саунд-дизайн — это набор фоновой музыки и звуковых эффектов. Роль саунд-дизайна в подкасте аналогична функции дизайна бренда: его удачное использование способно повысить лояльность слушателей. Он помогает выделить мысль, задать ассоциацию, пошутить, придать реплике эмоциональную окраску. Монтажер — это герой-резонер подкаста, он комментирует его, виртуозно используя саунд-дизайн.

Дизайн можно написать самому, сгенерировать нейросетью, заказать или воспользоваться звуками из магазинов и стоков. Пакеты звуков от известных компаний содержат практически все необходимое, но для их использования зачастую потребуется подписка. В подкасте «Молодость простит» использовались собственные эффекты и музыка, звуки из мемов и со стоков, а также легендарная музыка Кевина МакЛауда. Архив его royalty-free треков расположен на сайте.

При скачивании звуков из интернета важно обращать внимание на тип лицензии. На стримингах для подкастов нет автоматических алгоритмов защиты и монетизации авторского контента, какими являются известный Content ID и российский «Немезида». Бесплатная лицензия Creative Commons бывает с атрибуцией, например, CC BY (с указанием авторства), и без атрибуции, CC0 (аналог общественного достояния). «Общественное достояние» (Public domain) значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright), и оно может свободно применяться, тиражироваться, изменяться кем угодно и для любых целей.
Что точно нужно знать о записи

Студия предлагает комфортные для записи условия и может быть оптимальным местом для встреч. Еще студийная запись позволяет добиться естественного звучания голоса, но только после обработки.

Однако если вы не планируете постобработку, не имеет смысла тратить деньги на студию ради хорошего звука. Совсем необработанные студийные записи практически не пригодны для прослушивания в «приличном обществе». И это не проблема аппаратуры, она как раз чересчур хорошая. Порой на нее влияют даже внешние электромагнитные сигналы и наводки электросети. Из-за большой чувствительности конденсаторных микрофонов все шорохи, скрипы, фоновые шумы слышны ясно и отчетливо. Еще есть важная проблема динамических перепадов: естественная разница между громкими и тихими звуками, между спокойной речью и смехом обычно нивелируется в реальной жизни, но превращается в проблему при воспроизведении на технике. Если вы не заинтересованы в самостоятельной обработке студийной записи, доверьте ее мастеру.

Сделать запись можно и своими руками. Работа с микрофоном телефона проста и автоматизирована, достаточно записать речь спокойным тоном в тихом помещении с умеренным уровнем реверберации, то есть отражением звука от поверхностей. Чтобы дополнительно подавить ее, на микрофон надевают накладку: подойдет даже носок или тонкая перчатка. К смартфону или диктофону можно подключить петличку — это конденсаторный микрофон, как в студии, только маленький.

Современные смартфоны и рекордеры зачастую оснащены функцией записи в стерео — на два микрофона. Стереофонический звук — это современный стандарт, который позволяет добиться эффекта расположения звука в пространстве. Происходит это за счет двух отдельных аудиодорожек, одновременно звучащих из левого и правого каналов, например, динамиков наушников. Поэтому во время прослушивания музыки кажется, что одни инструменты находятся правее, другие левее, выше или ниже, появляется эффект передвижения. Но сколько бы ни было источников звука в системе, в монофоническом режиме на них будет направляться только одна аудиодорожка, поэтому эффекта пространства в записи не возникнет. В студии для подкастов каждый человек записывается на один микрофон, то есть записи героев монофонические.

Чтобы сэкономить время на монтаже, по ходу записи удобно делать тайм-коды: смены реплик, куски, которые точно нужно будет вырезать, и прочие полезные заметки.
Фотография из студии: ребята записывают подкаст.
Источник: личный архив Насти Гурьяновой
Монтаж

Как было отмечено ранее, запись в студии может вестись с нескольких микрофонов, и заказчику присылают одинаковые по длительности аудио. Также иногда присылают микс — запись со всех микрофонов в одной дорожке. Его можно сделать и самостоятельно, точно сопоставив по времени записи с разных микрофонов. Микс удобен для монтажа, а дорожки с отдельными голосами пригодятся, если один человек перебил другого на важной фразе.

Монтаж удобно выполнять на компьютере в DAW (Digital Audio Workstation), то есть в специальной программе для редактирования звука. К ним относятся FL Studio, GarageBand, Logic Pro, PreSonus Studio One, Adobe Audition, Pro Tools, Steinberg Cubase, REAPER, Ableton Live и прочие программы с необходимыми инструментами. В них легко убирать паузы, заминки, повторы, склеивать слова и реплики, работать над композицией и динамикой, расставлять саунд-дизайн. В «Молодость простит» от 2-х часового микса остается выпуск длиной от 30 минут до часа.
Метаданные

Перед выгрузкой на стриминг остается добавить метаданные трека, например, с помощью программы Mp3tag. Эта информация отображается в плеере: картинка, название, автор и прочее. Квадратная обложка обычно повторяется из выпуска в выпуск и соответствует обложке подкаста. Метаданные к выпускам подгружаются некоторыми стримингами автоматически.
Работа над ошибками

Когда стоит прибегать к обработке? Если запись и смонтированный выпуск звучат хорошо, в технические процессы можно не вдаваться. Но иногда начинающие подкастеры игнорируют проблемы со звуком, потому что не всегда понятно, как их решить и даже почему они возникают. Критические перепады громкости, слишком тихий звук или нежелательные шумы можно исправить улучшением качества исходной записи. Другие сложности могут возникнуть по ходу работы. Например, цифровые ошибки возникают при неграмотном сжатии аудиофайла (его отсутствии) или превышении стандартов громкости. Чаще всего в поврежденной записи местами пропадает звук или появляются помехи. Самые разные проблемы со звуком решаются и отслеживаются с помощью инструментов монтажа, реставрации, сведения и мастеринга. Рассмотрим их подробнее в следующей части материала от L!
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?